Полный текст статьи
Печать

В России в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей-инвалидов. Основными причинами детской инвалидности в нашей стране являются: психоневрологические заболевания (60 %), заболевания внутренних органов (20 %), заболевания опорно-двигательного аппарата (10 %), нарушения зрения и слуха (10 %) [1].

С рождением  ребенка-инвалида в семью приходят трудности, которые в основном принимаются [2]. Факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех», является причиной сильного стресса, испытываемого матерью [3].

Вследствие рождения тяжелобольного ребёнка женщина утрачивает большинство социальных статусов, а её социальная роль сводится к единственной роли матери «особого ребёнка». Помимо тяжелой психологической травмы после осознания заболевания ребёнка, женщине предстоит ежедневный тяжёлый труд по уходу и реабилитации за ним, и зачастую этот труд не приносит удовлетворительных результатов. Качество трудовой жизни, качество досуга и отдыха, социальные связи, социальная уверенность – ключевые индикаторы качества жизни матери ребёнка-инвалида снижаются по сравнению с качеством её жизни «до ребёнка», а «смысл жизни» зачастую сводится к реабилитации ребёнка, отсутствие каких-либо видимых результатов этой деятельности еще больше снижают качество жизни этой социальной группы. Составная часть качества жизни — переживание субъективного благополучия. Многими авторами разрабатывались классификации областей жизни, которые способны дать характеристику качества жизни индивида. Исследовался и конкретный вклад когнитивных, аффективных и поведенческих факторов в результирующую оценку качества жизни в каждой сфере. Качество жизни является более широким понятием, чем счастье и благополучие. И включает в себя эти понятия. Современные авторы выделяют в сферах счастья и благополучия конативный компонент. Р.М. Шамионов в своей концепции благополучия, выделяя конативный компонент, тем не менее четкого описания что в него входит не обнаружил [4]. Счастье проявляется в увеличении активности, повышении настроения, и поведенческие проявления счастья можно наблюдать и у животных. Счастье наравне с благополучием и удовлетворенностью жизнью рассматривает Свередюк Е.В. К конативному компоненту счастья он относит оптимистичное отношение к жизни через призму внутриличностных и межличностных отношений.

Смыслообразующая функция этой характеристики состоит в том, что оно как интегральное отношение личности в конкретный момент к жизни является не простым переживанием человеком жизненной ситуации, а имеет для него ценностное значение, придает смысл и задает цели будущего развития в жизнедеятельности субъекта [5]. По мнению ряда исследователей ощущение счастья может являться психологической составляющей качества жизни.

Качество жизни, в свою очередь, может определяться объективными показателями (средняя продолжительность жизни, площадь жилищного фонда на одного жителя и т.д.) и субъективными оценками. Субъективный подход к качеству жизни матерей, воспитывающих детей с ОВЗ, часто оказывается весьма слабо связанной с какими либо объективно наблюдаемыми параметрами их жизни, поскольку такая оценка базируется на субъективном восприятии индивидом своей жизни. Определено, что общение является универсальным условием, обеспечивающим социально-психологическую составляющую субъективного качества жизни [6].

Качество жизни человека во многом обеспечивают характеристики личности. В зарубежной психологии в качестве таких характеристик рассматриваются экстраверсия, внутренний контроль, высокая самооценка, самоуважение, самопринятие, оптимизм, жизнерадостность и умение планировать и продуктивно использовать время [7, 8]. В отечественной психологии - самореализация, активность, смелость, ответственность, способность к самовыражению, мотивационная направленность, совладающее поведение, уверенность и др [9, 10, 11]. Наибольшее влияние на оценку качества жизни, по мнению Т.Н. Савченко и Г.М. Головиной, оказывает уверенность в себе [11]. Как отмечают Г.В.Бурковский, Е.В.Левченко, А.М. Беркман качество жизни – это не уровень жизни, не образ жизни, не благосостояние. Качество жизни – это отдельная характеристика. Соотношение радостей и печалей в жизни человека относительно субъективного восприятия этого человека. Получается, что к понятию качество жизни так же близко понятие успешности. И качество жизни определяет успешность человека в жизни. Шатрова А.О. качество жизни рассматривают через степень удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей, связанных с восприятием людьми своего положения в зависимости от системы ценностей и социальных стандартов, существующих в обществе [12]. Наиболее разработано понятие субъективного благополучия Р.М. Шамионовым, в котором обозначены часто выделяемые в исследованиях составляющие: эмоциональное состояние удовлетворенности и оценочное отношение человека к своей жизни [4]. Ряд исследовательских работ посвящены изучению субъективного благополучия, личностных характеристик матерей детей с ОВЗ. Выявление данных объективных факторов, влияющих на субъективное благополучие проводилось в исследованиях Е. Ю. Шебанец с соавторами. Такими объективными определяющими стали полнота семьи, трудовая занятость, наличие профессионального образования и желанность ребенка [13].

Исследованием особенностей семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, занимались ряд авторов (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамова, Г.А. Мишина, Н.В. Мазурова, В.В. Сабурова и др.), которые обращают в основном внимание на общий психологический климат в семье и влияние социального окружения на развитие ребенка [14]. Для таких семей эти параметры, в основном, и определяют качество жизни. Личностное состояние матери имеет определенную стадиальность, связанную с динамикой родительского кризиса, описываемого многими исследователями. Эта стадиальность раскрывает действие различных механизмов адаптации к ситуации «особого» материнства [15]. Для всех матерей характерно чувство тревоги, страдания и страха, но существует возможность других поведенческих реакций — это независимость матерей, самостоятельность в принятии решений, способность взять на себя роль лидера перед лицом встающих невзгод. Интерактивная семейная система, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, зачастую представляет собой деформированную коммуникативную среду, в которой обнаруживаются депривирующие (симбиоз, отвержение, «маленький неудачник») или подавляющие (тип авторитарной гиперсоциализации) условия родительских воздействий, что приводит к выстраиванию слишком жестких или слишком размытых границ этой системы [16]. Между различными социальными факторами могут быть обнаружены стойкие корреляции, например, экономическая нестабильность, обусловленная низким  уровнем образования, вероятнее всего будет подкреплена и педагогической несостоятельностью родителей и возрастающим уровнем эмоционального напряжения, вызванного неудовлетворенностью  качеством  жизни.  В большинстве  современных  исследований выявлена прямая зависимость влияния семейных факторов на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития  у ребенка [17].

Мера переживания счастья и субъективного благополучия в гораздо большей степени зависит от личности. В основе может лежать активность человека. Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.

Понятие активности первоначально употреблялось К.А. Абульхановой-Славской для обозначения личностного уровня, качества и способа осуществления деятельности [10]. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова [18].

С.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности [19]. Впоследствии понятие активности было определено им как целостный и ценностный способ самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется её субъектность. Важным нам представляется вывод, сделанный Л.Ф. Алексеевой: какими бы путями не происходило развитие активности, достижение её высших уровней связано с мотивами самоактуализации и механизмами саморегуляции личности в процессе деятельности [20]. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Активность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств. Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых.

Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости.

Личностная активность зависит от особенностей психического состояния матерей, воспитывающих ребёнка-инвалида, с разным типом родительского отношения, установлено, что женщины, воспитывающие ребёнка-инвалида, склонны использовать разные типы родительского отношения [21]. Психика человека активна, однако, не исключающая элементов реактивности по своей сущности и природе. Она активна на всех уровнях и во всех формах реализации деятельности личности. Об этом гласит постулат активности, который предопределяет продуктивность деятельности и творческую направленность личности. Личность как субъект деятельности контролирует её ход с учётом целей и внешних требований, предвосхищает возможное рассогласование между внешними и внутренними условиями, функционируя на различных уровнях активности. В связи с этим, представляется интересным изучение проблемы взаимосвязи личностной активности и субъективного благополучия матерей дошкольников с ОВЗ, так как именно мать берет на себя роль наставника, воспитателя и учителя.