В настоящее время проблема коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальна. В России увеличилось количество детей имеющие речевые нарушения, что вызывает обоснованную тревогу у общественности.
Речь человека — важнейшая функция его психики. Многое зависит в жизни ребенка от того, насколько развита и правильна его речь, насколько он легко и свободно высказывать свои мысли. Развитая речь позволяет полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми, познавать мир. Нарушение речи в той или иной степени всегда влияет на деятельности ребенка, коммуникативные способности, поведение. Дети, страдающие задержкой речевого развития, стесняются недостатков своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными. Нарушения речи у детей часто имеют сложную структуру, они разнообразны по механизмам развития, проявлениям, и требуют дифференцированного подхода к их коррекции. Логопедические методики коррекции на современном этапе требуют использования новых технологий коррекции речи, искать инновационные формы по оказанию логопедической помощи детям с нарушениями речи [1].
С помощью различных методов таких как: логоритмика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, возможно формировать правильную, грамотную речь у детей с различными нарушениями. Язык выразительных движений позволяет нам использовать танцевальную технику в качестве коррекции различных психофизических проблем. Особенно эти проблемы могут проявляться в личностно-коммуникативной сферы, взаимоотношений с окружающими и социальной адаптации в целом. Проблема танцевально-двигательной техники в наше время является актуальной [2].
Логопедическая ритмика строится на специфических и дидактических принципах. Что позволяет связать между собой единство воспитания, развития и коррекцию функциональных систем человека с речевыми расстройствами. Существуют различные общедидактические принципы. Последовательность изложения материала обуславливает принцип систематичности всего курса логопедической ритмики, распределение материала и раскрытие тем курса определяет соотнесение теоретических положений и практическую разработанность. Для лиц с различными речевыми патологиями принцип систематичности является обязательным для всего логоритмического и логопедического комплекса мероприятий. Систематичность заключается в непрерывности, планомерности, регулярности коррекционного процесса, что способствует развитию, воспитанию и перевоспитанию тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы, мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, просодических компонентов речи) [3].
Что же требует логопедическая коррекция. Одно из главных правил это повторение вырабатываемых двигательных навыков. Здоровые двигательные динамические стереотипы могут образоваться только при систематических многократных повторениях. В содержании занятия следует учитывать разнообразие приемов, чередование упражнений, условия выполнения, сочетание повторения с новыми движениями. В логопедической ритмике постепенность и упражняемость (тренировка) является основным физиологическим правилом. Поэтому повышение внимания, интереса, положительные эмоции, ориентировочно-исследовательский рефлекс позволяют использовать вариативность упражнений. При этом в выработанный динамический стереотип включение новых раздражителей следует производить без резких изменений.
Широкое взаимодействие показателей всех анализаторов обуславливает принцип наглядности непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движений. Происходит восприятия движения, а также связь с речью и музыкой. Чувственное восприятие начинает любое познание. Благодаря взаимосвязи с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. происходит осуществление формирование движений в сочетании с музыкой и словом. Когда педагог в целях коррекции при нарушенных функциях показывает движения, осуществляется принцип наглядности. Существует желание правильного воспроизведения двигательного ощущения, которое невозможно без непосредственной зрительной наглядности. Она и рассчитана на возникновение эстетического восприятия. Необходимо знать образное слово, которое будет связано с двигательными представлениями и будет вызывать конкретный образ движения. Также большое значение имеют кинофильмы, графики движения, записи музыкальных произведений они играют роль опосредованной наглядности, когда необходимо пояснить отдельные механизмы и детали движения, которые скрыты непосредственно восприятии. Взаимосвязь форм наглядности в процессе танцевально-двигательной техники определяется единством логической и чувственной ступеней познания. Так происходит взаимодействие первой и второй сигнальной системы [4].
Данные для логопедической ритмики можно брать из документов, составляемых работниками школьных, а также дошкольных учреждений, логопедами. Это могут быть планы-конспекты логопедических занятий, дневники воспитателя, протоколы педагогических совещаний, содержание музакально-ритмических занятий, журналы учета состояние здоровья детей, речевые карты, журналы динамики коррекционного воздействия, дневники логопеда, протоколы педагогических совещаний. Анализируя перечисленные документы можно выявить состояние речевого и психомоторного развития ребенка. Для полного контроля можно использовать анкеты, опросники, беседу. В анкетах и опросных листах ответы должны быть в письменной форме. Более подробные материалы могут быть заранее собраны по разработанному плану или во время беседы. Планируя беседу, нужно исследовать индивидуальные, психологические, возрастные особенности ребенка, характер и степень нарушения моторики, речи и многое другое.
Учитывая, что логоритмика способна сочетать слово, движение и музыку, она может быть включена любую методику воспитания, обучения коррекции и лечения детей с различными аномалиями развития и нарушения речи. Основной задачей логоритмики является перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики.
Наиболее успешным или прогрессивным и приемлемым для устранения нарушения речи методом является – танцевально-двигательная техника. Танец - это ритмичные, выразительные телодвижения, выстраиваемые в определенные композиции с использованием с музыкального сопровождения. Человеку свойственно выражать эмоции с помощью разных движении, которые позволяют отразить то или иное чувство. Нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. Выразительные движения это не только мимика, жесты головы, рук, ног, туловища, позы человека. Это и его характер, и темперамент, и темп, включая непроизвольные реакции тела, напряжение или расслабление мускулатуры, глубина или поверхностность дыхания. Через танец человек может осмыслить своё внутреннее состояние. Через собственные выразительные движения сообщить другому человеку о своих переживаниях, намерениях, ожиданиях. Благодаря языку выразительных движений, а следовательно, языку тела, возможно легко установить коммуникации с окружающими, также с помощью него можно познать себя и другого.
Преодолевать речевые проблемы, а также познавать мир танца и себя можно с помощью различных тренингов, которые позволяют глубже окунуться и познать восприятие к происходящему. В тренинге выразительные движения используются как основное средство самовыражения-самопознания и взаимодействия (общения) участников. Основной целью тренинга является осмысление сопутствующих переживаний и ощущений тела. Человек способен познать себя как самоценная чувствующая индивидуальность, то есть принять себя, вырабатывается доверие к партнеру и умение чувствовать и принимать его. Это происходит через совместную деятельность в группе, развивается умения находить свое место в ней для наиболее полного и продуктивного взаимодействия другими. В основном упражнения тренинга носят различный характер, чаще всего используются танцевальные и музыкально-пластичные движения. Танцевальная пластика носит свободный и импровизированный характер, здесь могут не участвовать известные танцевальные формы и стили. Человек должен «прожить» каждое движение, прочувствовать музыку, показать образ [4].
Использование музыки в тренинге позволяет наблюдать связь эмоциональной и двигательной сфер человека. В упражнениях музыка служит не просто «эмоциональным фоном». С целью усиления эффекта телесных ощущений и связанных с ними переживаний участникам рекомендуется сочетать свои движения с музыкой по темпо-ритму, динамике, интонационно. Чтобы достигнуть эмоционально-телесного «резонанса» музыка подбирается специально под задачу упражнений, для чего обязательно используются разные записи, включая инструментальную музыку без песенных текстов.
Для того, чтобы понять суть в танцевально двигательной техники необходимо изучить не саму форму движений или композицию движений, а понять главное, что танец – это проживания каждого момента движения. Человек перестает ощущать себя внешним по отношению к собственным телодвижениям, он не выполняет их, движение просто «входит» в человека, пронизывает все его существо, и человек растворяется в бесконечном потоке движения и субъективно переживает это как бытие вне времени. Если человеку удается глубже пережить «проживания», то ему легче познать самого себя и ощутить способность решить как психические, так и речевые нарушения.
С давних времен считалось, что хореография – это искусство синтетическое, так как позволяет решать задачи разного плана. К ним относятся физическое, музыкально-ритмическое, эстетическое, а также психическое развитие человека.
Исполнение даже самых простых танцевальных движений требует сознательной координации включения в процесс различных групп мышц. Из этого следует, что танцевально-двигательная техника оказывает значительное влияние не только на физическое развитие человека, тренирует дыхательную систему, развивает координацию движений, помогает справиться с гиподинамией, но и снимает психологическое напряжение, открывает новые познавательные возможности. Также танцевально-двигательная техника позволяет ребёнку освоить теоретические знания о строении тела и функциях различных органов. Во время занятий объясняется расположение и функция диафрагмы, которая активно участвует при постановки дыхания.
В освоении танцевально-двигательной техники выделяют 4 этапа.
Первым этапом является работа с ограничением речи и с установки невербального контакта через выполнения простых двигательных упражнений, под музыку или без нее. Основной целью служит снятия мышечного напряжения. Для расширения двигательного репертуара используют тряску всего тела. Групповая работа позволяла создавать доброжелательную атмосферу и чувство сплоченности.
Вторым этапом служит сосредоточенность и прислушивание к своему телу и собственных эмоционально телесных ощущений. У человека развивается внутренняя наблюдательность, упражнения выполняются одновременно, но при этом нужно действовать «сам по себе» так, как просит собственное тело. На этом этапе включалась сопровождающая движения речь, которая постепенно усложнялась.
Третий этап – это работа на взаимодействие с партнером. Человек постепенно начинает осознавать не только собственные дискомфортные психофизические ощущения, собственное тело, собственное пространство как единое целое. При этом он начинал чувствовать тело партнера и межличностную дистанцию. Таким образом, в результате освоения танцевально-двигательной техники происходят изменения, не только на телесном уровне, но и на уровне эмоций, чувств и речи.
На третьем этапе основными темпами танцевально- двигательной техники были: ведущий - ведомый, границы, ответственность и контроль, принятия себя и своего партнера. Параллельно продолжала формироваться завершающая речь. Оставалась сопровождающая речь, к которой постепенно подключалась предваряющая движения речь, переходившая от ситуативной речи к контекстной.
На заключительном четвертом этапе включается творческая деятельность. Человек использует спонтанную речь. И рассказывая о своем опыте освоения танцевально двигательных упражнений, он должен сопровождать речь тем или иным движением [3].
Современный человек отдалился от природы от природы, которая всегда побуждала нас к необходимости двигаться. Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.
Существует огромное количество методов позволяющие корректировать речь разными способами, но доказано, что танцевально-двигательная техника эффективно преодолевает не только проблемы речи, но и коррекции различных психофизических проблем. Танцевально-двигательная техника позволяет познать практически все, что можно отнести к областям знания о теле, психике, движении, танце, о творческом процессе и творческом самовыражении.