Полный текст статьи
Печать

Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  из века в век были неотъемлемой частью нашего общества. В разные времена и отношение к ним было неодинаково. Во времена Спарты детей с отклонениями просто сбрасывали со скалы, как не пригодных для жизни «недолюдей», а ведь из них не могли вырасти сильные и крепкие воины. Но века сменяли друг друга и общечеловеческие, гуманные принципы стали частью нашей жизни. И вот в нашем современном мире уже никто не скажет, что человек с ОВЗ не достоин нормальных условий среды и возможности на «лучшую жизнь». Речь является важным компонентом общения между людьми. Различные внешние и внутренние воздействия приводят к нарушениям развития речи в детском возрасте. В наше время количество детей с нарушениями в речевой деятельности возрастает. Такой проблемой страдают часто дети с ОВЗ, а также и дети с нормой в развитии. Поэтому очень важно следить за психическим и  физическим развитием ребёнка, за развитием его речи, и вовремя обращаться к логопеду, если имеются какие-либо нарушения в речи [1].

По данным статистики число детей с дефектами звукопроизношения неумолимо растёт с каждым годом. Именно поэтому необходимы исследования в данном направлении, чтобы выявить наилучшую из имеющихся методик. Проблема выбора методов оказания медицинской и психолого-педагогической помощи инвалидам и детям с ОВЗ всегда была актуальной и одной из наиболее сложных. Разнообразие методов зачастую лишь путает клиентов, ведь не понятно, что именно поможет именно в его конкретной ситуации [2].

Одним из популярнейших сейчас методов коррекции является арт-терапия. Этот термин, переводящийся буквально как лечение искусством, был введён в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Впервые эту методику опробовали на вывезенных из фашистских лагерей детях во времена Второй Мировой войны. Основной целью арт-терапии является гармонизация психического состояния личности ребёнка посредством развития способности самовыражения и самопознания. Методика опирается на убеждение, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

Существуют 3 формы арт-терапии:

1) Активная, когда клиент создаёт что-то своими руками (рисунок, оригами, танец);

2) Пассивная, когда клиент пользуется уже готовыми продуктами творчества, созданными другими людьми (прослушивание музыки, чтение книг, рассматривание картин);

3) Смешанная, когда клиент пользуется имеющимися произведениями искусства для создания собственных продуктов творчества.

Существует множество методик коррекции нарушений здоровья с исползованием различных видов искусства [3].

Возьмём, к примеру, нарушения речи. Такие специалисты как логопеды используют инновационные методики  для работы с детьми при коррекции нарушений в речи, основанные на использовании арт-методов. К основным методам, которые использует в своей работе логопед, относят: практические, наглядные  и словесные. К практическим методам относят: упражнение, игры и моделирование, рисование. К наглядным методам относят: наблюдение, рассматривание рисунков. Основными словесными методами являются: рассказ, пересказ, беседа и чтение. Эти методы довольно эффективно борются с различной тяжестью нарушений речи.  В  процессе логопедической работы  предусматривается развитие не только речевой моторики, но и сенсорных функций, познавательной  деятельности, внимания, памяти и формирование личности  ребёнка с одновременной регуляцией и коррекцией социальных отношений.  Кроме этих методов логопеды используют различные арт-методы, которые делают процесс коррекции не только поучительным, но и необычно интересным для ребёнка. В наше время используют такие виды искусства как: рисование, включение сказок и театрализации занятий, игровые методики, работу с песком, различные виды  музыки.  Довольно часто в коррекционной работе используется музыка. 

Использование музыки с лечебно-коррекционной целью имеет давнюю историю. В прошлом музыка широко применялась во врачебной практике. Музыкальную терапию применяют во многих странах мира для лечения и профилактики различных заболеваний. В общем представлении  музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний  детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Лечение музыкотерапией при каком-либо заболевании, одновременно ведёт к развитию речи, так как организм взаимодействует между собой и является единым целым [Ш].

Музыка сильно воздействует на человека. Она может укреплять иммунную систему, улучшает обмен веществ и приводит к снижению заболеваемости.  Она может влиять на настроение человека. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, придаёт сил, подымает настроение, что положительно влияет на организм человека. Она влияет на сердечно - сосудистую  систему, что способствует уменьшению времени двигательной реакции, повышает  лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Духовная, спокойная и религиозная музыка придаёт чувство покоя, восстанавливает душевное равновесие, что полезно для взаимодействия с ребёнком во время логопедической работы. 

Музыка способствует развитию речевой деятельности.  Широко используется  музыкальная ритмика при коррекции речевых расстройств. В такой работе используют музыкально - логопедические рифмовки – короткие стихи, имеющие чёткую ритмическую структуру, которые необходимо пропевать. Мелодия, которая сопровождает стихи, имеет простые повторяющиеся обороты. Она должна быть спокойной и  легка для восприятия ребёнком. Музыкальная методика способствует  положительному результату в коррекции  и развитии ребёнка. В музыкальной деятельности происходит развитие ритмического рисунка, расширение диапазона, формируется правильное дыхание. Такая методика способствует развитию и коррекции не только речи, но и музыкальных способностей.  Даже для детей с ОВЗ и детей с тяжёлым нарушениями речи эта методика может помочь улучшить развитие речи.  Музыка помогает снять эмоциональное напряжение ребёнка, что способствует повышению внимания и  проявлению  интереса ребёнком к работе с логопедом.  Логоритмика - тесная связь слова, музыки и движения.  В процессе этого приёма активизируется и расширяется словарный запас,  развивается мышечная активность, отрабатываются поставленные звуки,  закрепляется лексический материал. Важным в музыкальной коррекции является пение. Благодаря пению идёт развитие не только голоса и интонации, но и происходит активизация речи,  развитие речевого и певческого дыхания, артикуляции. Ребёнок развивает чёткость  произношения, что способствует развитию уверенности.

Применяют пальчиковую гимнастику с пением, что способствует развитию мелкой моторики, речи и мышления. Мы считаем, что использование музыки во многом поможет развитию и коррекции речи ребёнка. Она помогает ребёнку расслабиться, синхронизирует дыхание,  изменяет гемодинамику, обмен веществ, гуморальные реакции, влияет на эмоциональное состояние ребёнка. Такую методику нужно применять с раннего детства, чтобы ребёнок развивался не только физически, но и психически.

Музыка должна быть подобрана специально для обучения и развития, чтобы она не мешала ребёнку, а наоборот способствовала развитию и коррекции речи. Для  коррекции речи эффективно  пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании. Методика основана на взаимосвязи между  голосом, акустической вибрацией и нервными центрами.  Воздействие гласных звуков и нот звукоряда  на организм различно, так как характерна своя  амплитуда колебания звуковых связок. Диафрагмальное дыхание  укрепляет  дыхательную систему, является массажем внутренних органов, повышая  сопротивляемость к простудным и другим  заболеваниям. Пропевание  гласных способствует  запоминанию этих звуков и положительно влияет на организм ребёнка.  Проводятся звуковые игры с согласными. Они позволяют автоматизировать звуки, совершенствуют дыхательную функцию, что помогает в развитии речи ребёнка. Происходит закрепление  правильного произношения согласного звука. Ребёнок постепенно запоминает все согласные и применяет их чаще в своей речевой деятельности. Музыка помогает заинтересовать ребёнка обучаться. Это поднимает настроение ребёнку и корректирует его нарушение в речи [4].

Очень распространенным заболеванием в системе нарушений речи является заикание. У таких детей нарушается коммуникативная функция. Они становятся замкнутыми, скрытыми, неуверенными в себе. Они стесняются своего нарушения и им тяжело вести общение со сверстниками. У них оказывается нарушение не только речевой, но и общей моторики. Нарушен тембр голоса, ритм, интонация, высота голоса и эмоциональное состояние ребёнка. С помощью музыки эти дети преодолевают свой комплекс и становятся более уверенными в себе. Совместно с логопедом в коррекционной работе участвует музыкальный работник, что позволяет использовать специфические упражнения под музыку с использованием танцевальных движений. Это способствует расслаблению, поддержанию ритма, снижению скромности, напряжения, пластичности движения. При заикании основное внимание уделяется точности и качеству движения.  При невротическом заикании дети быстро устают и во время работы им нужно давать отдых. Движения должны выполняться не долгое время. Любое движение нужно разложить на составляющие, детально показать ребёнку движение. Одновременно используют воздействие специально подобранной музыкой на ребёнка в коррекционных целях. Она помогает изменить в положительную сторону настроение ребёнка, что необходимо для пользования речью. Учит пользоваться речевым дыханием, помогает координировать речь и дыхание, что положительно влияет на  состояние ребёнка. Используют:  музыкальные этюды, способствующие нормализации настроение, упражнения для  развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (потешки, попевки),  упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз), упражнения для выработки мягкой атаки голоса, упражнения для снижения напряжения голосовых связок.  Это основные упражнения, которые влияют на развитие речи ребёнка с заиканием. Также, мы считаем, что эти упражнения можно применять и для детей с другими нарушениями речи. Если найти правильный подход  к ребёнку, подобрать упражнение так, чтобы оно помогало коррекции его нарушения, поднимало ему настроение и заинтересовывало ребёнка, то можно добиться положительного результата в коррекции нарушения речи. Музыка - делает ребёнка счастливым и помогает развитию его психических способностей. Главное, чтобы музыка была правильно подобрана, и тогда она будет влиять на него положительно [4].

Не менее популярным методом в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи является игра. Методика основана на использовании игр с целью снятия напряженности, повышения самооценки, улучшения коммуникативных способностей, а что особенно важно - выражения своих переживаний через игру. Основными задачами игровой методики являются:

-  улучшение эмоционального состояния ребёнка

- восстановление доверия к миру

- развитие эмоциональной саморегуляции

- коррекция и профилактика поведенческих отклонений

Преимущество игровой методики над другими методами состоит в том, что для ребёнка в дошкольном и раннем школьном возрасте игра является основным видом деятельности. Детям гораздо проще будет что-то объяснить на примере игры, чем сухо сказать малышу: «Нам нужно развивать твои речевые навыки, а для этого ты должен делать то, что я тебе предлагаю». Главным условием в достижении успеха игровой терапии является постоянное усложнение заданий. Даже самый одарённый ребёнок не сможет добиться желаемого результата, если будет топтаться на одном месте. Да и сам ребёнок по своей природе будет стремиться вперёд, а не назад. Поэтому основная задача при реализации игровой методики состоит в том, чтобы не мешать фантазии малыша в процессе игры и не тормозить его, а лишь помогать ребёнку и направлять его к цели. Кроме того, нужно постараться создать у малыша ощущение праздника. Ему не должно быть скучно, игры должны сменять друг друга и быть ему интересными. Каждый ребёнок с детства это уже ярко выраженная личность со своими собственными интересами, увлечениями и хобби. Необходимо поговорить с ним в начале занятий и постараться понять, что он любит. Узнав его интересы, педагогу будет легче заинтересовать ребёнка, а, следовательно, и создать на уроке ощущение «праздника». Идеалом, к которому стоит стремиться в процессе занятия, является именно урок-праздник, когда малыш даже забудет о времени и не будет поглядывать каждый 5 минут в окно в поисках мамы, когда он будет действительно заинтересован происходящим и вернувшись домой будем взахлёб рассказывать родителям как ему понравилось играть [3].

Основными правилами для логопеда по организации и проведению игровых занятий для коррекции речевых нарушений являются:

1)           Работа должна приносить радость. Заставлять ребёнка выполнять задания без его заинтересованности и желания бесполезно.

2)           Необходимо создание лёгкой и непринуждённой обстановки.

3)           Важен креативный подход педагога к игре. Даже самую простую игру можно представить в абсолютно разных вариациях, пользуясь игровыми материалами.

4)           Нужно подкреплять интерес ребёнка похвалой, даже за небольшой прогресс.

5)           Необходим постоянный анализ успехов ребёнка в овладении речевыми навыками.

Рассмотрим несколько упражнений развивающих у детей с нарушениями речи фонематический слух и корректирующих звукопроизношение.

Упражнение «Путешествие в страну А». Суть развивающего упражнения состоит в следующем: педагог-дефектолог произносит стихотворение-инструкцию, состоящее из рассказа о принцессе по имени А и о том, что находится в волшебной стране А. Каждое слово подкрепляется заранее подготовленными игрушками, наглядно показывающими ребёнку данное событие из рассказа. Для удобства и большей заинтересованности ребёнка игрушки ставят в песок. Последняя строчка стихотворения говорит малышу о том, что для того чтобы поиграть в волшебной стране А нужно назвать как можно больше слов, где встречается этот звук. Таким образом, ребёнок заинтересованный игрушками в песочнице, захочет продолжить игру и будет стараться выполнить задание, прикладывая максимум усилий. Помогая ребёнку справиться с упражнением, педагог может задавать наводящие вопросы. Например, «Ты знаешь, у принцессы есть много друзей, которых зовут Артём, Аня и…кто ещё?». По достижению поставленной цели ребёнку вручается «ключ от страны А» и объявляется, что он стал её почётным гостем и теперь сможет играть со всеми жителями волшебного государства.

Эта на первый взгляд несложная игра поможет решить немало образовательных и психологических задач. У ребёнка постепенно будет развиваться и улучшаться фонематический слух, что является немало важным для нормального развития. Но следует помнить, что темп усвоения нового материала у каждого ребёнка свой, поэтому необходимо терпеливо ждать, когда ребёнок в совершенстве овладеет данным заданием, а потом уже переходить к новому.

Следующее упражнение поможет решить одну из важных проблем многих детей научит их различать понятия звук и буква. Оно называется «Путешествие в страну букв». Для маленького ребёнка понять разницу между этими понятиями крайне сложно, ведь они для него предстают в абстрактном, непонятном образе. Это упражнение стоит выполнять после того, как ребёнок уже «познакомился» с понятием звук. Суть упражнения состоит в следующем: напоминая ребёнку о «путешествии в волшебный мир звуков» мы объясняем, что если звуки не произносят своих имён вслух, то ребёнок сможет легко их найти по этим знакам - буквам (лучше использовать при этом игрушки с наклеенными на них буквами). Таким образом, малыш сможет усвоить разницу между схожими для него понятиями, как звук и буква. Постепенно можно усложнять упражнение и уже не называть вслух жителей города, а писать на песке по буквам их имена [5].

Использование игровой методики в процессе коррекции способствует снижению уровня тревожности, повышению самооценки, устранению вербальной агрессии и агрессивной защиты от окружающих, развитию способности установления и поддержания контактов, контролю над эмоциями.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что использование различных видов искусства в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи даёт существенный прогресс в ликвидации дефектов ребёнка.