Проблемы школы для детей с нарушениями зренияв последние годы
приобретают более острый характер, что связано с необходимостью
переориентировки задач школы в сторону усиления внимания к
проблемам интеграции и социальной адаптации слепых ислабовидящих выпускников.
В сфере образования под воздействием запросов социумавстает вопрос об обеспечении целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Ориентируясь на основные законы, принятые в нашей стране, данное направление предполагает в процессе развития детей не только образовательное начало, а так же воспитательное и развивающее, включающие социализацию личности, культуру поведения, гармонизацию межличностных отношений, интериоризациюнравственных норм и многое другое.
Рассматривая школу как главное средство включения ребенка в сферу социокультурных отношений, социумнадеется получить активных, трудо- и жизнеспособных, всесторонне развитых индивидов.
Основные сохранные психические функции (речь, мышление), высокое компенсаторное развитие у большинства слепых и слабовидящих детей дает им возможность овладеть высоким уровнем образования, а в дальнейшем и относительно легко усваивать основные понятия норм поведения и морали. При этом практическое овладение этими нормами для них затруднительно, поскольку осложнено невозможностью или трудностью наблюдения за поведением людей в различных жизненных ситуациях, подражания их действиям, формирования навыков культурного поведения[1].
Коррекционно-воспитательная деятельность в специальных (коррекционных) учреждениях для слепых и слабовидящих– это составная часть единого образовательного процесса, которая должна иметь определенныйкруг решаемых вопросов, обладать определенной структурой и направлениями воздействия, реализующихся в следующих структурных компонентах [2]:
- стабилизация гармоничныхотношений с окружающим мироми их дальнейшее обогащение с помощьюпсихокоррекционныхсредств, методови приемов работы;
- воздействие на ребенка внешними (средовыми, социальными) факторами для корректировки отношения к социальной среде и социуму в частности;
- социально-бытовая ориентация и профессионально-трудовая подготовка в процессе коррекционно-развивающих занятий;
- духовное и личностное развитие за счет компенсации пробелов и недостатков в знаниях норм и правил, усиление деятельности в области больших возможностей и достиженийребенкас помощью дополнительного образования.
Таким образом, коррекционно-педагогическая (воспитательная) деятельность –это целенаправленный, продуманный и особым образом организуемый педагогический процесс, который должен [2]:
- включать диагностико-коррекционную, коррекционно-развивающую, коррекционно-профилактическую, воспитательно-коррекционную, коррекционно-обучающую, психокоррекционнуюдеятельности;
- реализовываться с группами детей, имеющих сочетанные отклонения в развитии, а также девиации в поведении;
-быть направлен на исправление и преобразование индивидуальных качеств личности и недостатков поведения;
- создавать необходимые условия для формирования и развитияполноценной личности;
- способствовать полноценной интеграции в социум, социализации лиц с нарушениями зрения.
Социализация лиц с нарушениями зрения– это происходящий, как правило, посредством целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, процесс усвоения человеком с нарушением зренияопределенной системы знаний, норм, ценностей и правил поведения, необходимых для становленияинвалидизированной личности, позволяющих ей функционировать в качестве полноправного члена общества, и приобретения социального положения в данном обществе.
Проблема социализации детей с нарушениями зрения рассматривалась такими отечественными тифлопедагогами, как В.П. Гудонис, А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, Л.В. Фомичева, В.А. Феоктистова и другие.
Социализация ребенка с нарушением зрения– конечная цель школы-интерната для слепых и слабовидящих, поэтому значимое местона стыке составных компонентов образовательного и воспитательного процессов занимает социально-реабилитационная работа, в основе которой лежит компенсация первичного и коррекция вторичных отклонений.Основными значимыми для современного общества и реализуемыми на протяжении школьного обучения целями являются: становление и разностороннее развитие личности будущего выпускника; его социально-трудовая адаптация и реабилитация; компенсация дефекта; усвоение в доступной для него форме социального опыта [3].
Таким образом, вся система коррекционно-воспитательной, коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать будущего выпускника к действительности окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества, который наравне со всеми может включиться в полноценную общественную жизнь и профессиональную деятельность, приносящую пользу обществу.
Существенное ограничение жизнедеятельности выступает результатом инвалидностии,как правило, приводит к социальной дезадаптации, что в первую очередь обусловлено нарушениями в развитии, трудностями в самообслуживании, коммуникации, образовании, овладении необходимыми профессиональными навыками.В условиях зрительного дефекта усиливается психоэмоциональное напряжение, обостряется восприятие трудных жизненных ситуаций, осложняется выбор адекватных средств их преодоления, возникают состояние интрапсихического конфликта и поведенческие девиации [4].В условиях школ-интернатов формируется особая личность, которая часто недостаточно подготовлена к большинству ситуаций жизни вне стен учреждения. Дети, воспитывающиеся в интернате, отличаются предрасположенностью к дисгармоничному развитию и, прежде всего, низкими функциональными возможностями организма.Результатом первичного нарушения, приводящим к ограничениям возможности реализации ролевой принадлежности и полноценной жизнедеятельности индивида, является снижение его социальной позиции, дисгармонизация межличностных отношений и социальная недостаточность [5].Освоение незрячими социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных средств, усилий и дополнительных мер.
Сенсорный дефект и последующая инвалидность препятствуют социализации и инкультурации обычными способами в силу особенностей социокультурной среды инвалидов. В отличие от здоровых людей инвалиды болееотгорожены от контактов с другими, для них затруднителен доступ к большому кругу источников получения информации; при этом наиболее негативное воздействие оказывает особое сегрегирующееотношение к ним со стороны окружающих. Это приводит кпреобразованию дефекта в центральное звено личностных переживаний и препятствует успешной социализации [4].
Одна из первых причин – это низкий уровень пространственной ориентировки выпускников специальных (коррекционных) школ дляслепых и слабовидящих. Ведущим условием воспитания навыков поведения самостоятельной личности с нарушением зренияявляется овладение способами ориентировки в свободном пространстве. Возможность и развитые навыки ориентации в свободном пространстве выступают основным направлением и способом преодоления изоляции, а также обуславливают реализацию потенциальных возможностейинвалидизированной личности.На основе совместной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых в определенных условиях может быть ведущим (слуховой, мышечно-двигательный, кожно-тактильный, обонятельный, вкусовой, вестибулярный аппарат), у лиц с нарушением зрения так или иначе осуществляется ориентировка в пространстве [6].Кроме этого серьезным препятствием на пути социализации незрячих являются трудности в коммуникации слепого со зрячими в смешанных коллективах.Посколькукоммуникацияпредставляет собой ключевой аспект полноценной социокультурной жизни, социального взаимодействия, информационных обменов между людьми, то эта проблема встает первоочередной задачей в коррекционно-воспитательной работешколы-интерната[3].
В основу организации воспитательной работы специального (коррекционного) учреждениядля лиц с нарушениями зрения заложены следующие основные психолого-педагогические положения: идея о компенсаторном характере воспитания детей с ограниченными возможностями Л.С. Выготского итеориядеятельностного подхода к развитию личности ребенка А.Н. Леонтьева. Суть идеи Л.С. Выготского состоит в том, что в каждом ребенке заложены потенциальные возможности компенсации имеющегося дефекта, чего возможно достичь в процессе образованияпри соблюдении ряда принципов (учет психофизических особенностей личности, индивидуальный подход и др.). В целях наиболее эффективного построения воспитательного процесса следует ориентироваться также на психологическую теорию А.Н. Леонтьева, котораянашла свое отражение в личностно-ориентированной педагогике, что свидетельствует о необходимости развития личности каждого ребенка со всеми имеющимися унего недостатками, дефектами. При всем этом содержание воспитательной работы реализуется с учетом основных мотивов деятельности, характерных для каждой отдельной возрастной группы, и ведущих видов деятельности, предопределяющих формирование и развитие личности ребенка на конкретном возрастном этапе [1; 3].
Одной из основных целей специальной школы является подготовка к самостоятельной жизни посредством создания условий для целенаправленной социализации детей, развития начальныхвозможностей жизненного самоопределения[2].
Основные пути реализациизаложены в следующихнаправлениях воспитательной работы:
- трудовое воспитание;
- духовное и личностное развитие;
- эстетическое воспитание;
- основы социализации, жизнеобеспечения и общения(социально-бытовая ориентировка);
- охрана здоровья и физическое развитие (коррекционная гимнастика, лечебная физкультура (ЛФК), ритмика и т.д.);
- основы гражданского самосознания;
- профессиональная ориентация и др.
Рассмотрим лишь некоторые направления воспитательной работы и их воздействие на личность и дальнейшую ее социализацию.
Согласно исследованиям Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой и другихможно говорить о том, что, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, в большей степени возрастные периоды формирования и развития у них двигательных функций сохраняются, но растянуты во времени. Полисенсорная основа, т.е. учет всех видов чувствительности в регуляции по самоконтролю движений, наряду со зрением, гарантирует успешное формирование этих функций. Полисенсорная основа сужается, становясь бисенсорной, по мере овладения детьми с нарушениями зрения двигательными умениями[3].
Несмотря на положительные результаты современныхтифлопедагогических и тифлопсихологических наблюдений за жизнью и деятельностью взрослых инвалидов по зрению, которые свидетельствуют об их больших потенциальных возможностях, следует отметить всетак же присутствующее глубокое отставание в их физическом развитии, которое осложняет решение самой актуальной проблемы в настоящее время – интеграции инвалидов по зрению в общество (Л, Ф. Касаткин, В. А. Кручинин, Л. А. Семенов, Б.В. Сергеев).
В связи с этим, встает необходимость в выделении такого направления коррекционно-воспитательной работы в школе-интернате для слепых и слабовидящих, как физическое воспитание,которое направлено на всестороннее мышечно-двигательное развитие детей. Однако в силу особенностей психологического и физического развития данной группы детейоно имеет свою специфику. Физическое воспитание осуществляется одновременно с решением коррекционных задач по преодолению вторичных дефектов, вызванных нарушением зрительного анализатора. Нарушение зрения приводит к аритмичности двигательных актов,нарушению координации, развитию диспластики движений, при этом укороченный шаг при ходьбе приводит к нарушению равновесия и уплощению стопы. Все эти нарушения также сопровождаются трудностями зрительно-пространственной ориентировки. У детей с нарушениями зрения нарушено восприятие глубины, протяженности, удаленности, объемности пространства. Такая ограниченность физической свободы способствует развитию гиподинамии, а затем и снижению в целом всех функциональных возможностей организма ребенка [7].
Таким образом, нарушение зрительного восприятия оказывает большое влияние на характер процесса обучения физическим упражнениям, организуемый на основе развития компенсаторных процессов слепых и слабовидящих детей. Для эффективного использования физических упражнений как средства компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций необходимо знать особенности развития и формирования движений у детей с нарушением зрения, исходя из чего определять средства, методы и условия обучения.
Цель физического воспитания в специальной (коррекционной) школе для слепых и слабовидящих– формирование необходимого в жизни основного фонда двигательных умений и навыков, в частности способности к пространственной ориентировки, и на этой основе достижения высокого уровня всесторонней физической подготовленности к полноценной жизнедеятельности инвалида по зрению.
Задачи физического воспитания детей с нарушением зрения [3]:
1. Сохранение и укрепление здоровья, закаливание и способствование нормальному физическому развитию организма, привитие гигиенических знаний и навыков;
2. Достижение возможного уровня развития координации, точности и быстроты движений, функцииравновесия, скоростных и силовых качеств, мышечной силы, подвижности в суставах;
3. Формирование и совершенствование жизненно необходимых естественных двигательных навыков и умений, обучение новым;
4. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным социальным факторам и расширение его функциональных возможностей (улучшения регуляторных функций центральной нервной системы (ЦНС), укрепление опорно-двигательного аппарата, увеличение функциональности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем);
5. Развитие способности ориентироваться с помощью сохранных анализаторов;
6. Воспитание морально-волевых качеств (настойчивости, выносливости, смелости);
7. Воспитание устойчивого интереса и привычки к здоровому образу жизни.
В программе по физическому воспитанию кроме общих разделов имеются и специальные разделы:
- развитие ориентировки;
- коррекция вторичных дефектов;
- формирование мотивации движений;
- развитие сохранных зрительных функций.
Развитие моторики и формирование правильных движений – это важнейшие компоненты физического созревания любого ребенка. Дети с нарушениями зрения часто не могут выполнять движения, лежащие в основе передвижения (сохранение равновесия, перешагивание, хождение по ступенькам разной высоты и ширины).При этом зачастую слова, обозначающие движения не несут ребенку никакой информации. Предусматривается специальное формирование двигательных умений (идти шагом, бегать, прыгать, прыгать на одной ноге, подпрыгивать, перепрыгивать, переворачиваться, принимать различные положения тела и др.)[7].
Таким образом, развитие двигательных навыков в процессе занятий оказывает комплексное воздействие на ребенка:
- совершенствуются координационные способности;
- развивается умение ориентироваться в открытом и закрытом пространстве;
- развиваются скоростные и силовые способности и др.
Физическое воспитание слепых и слабовидящих детей основано на работе по развитию ориентации и умения передвигаться в разных пространствах. Положение тела в пространстве отражает статические ощущения, которые способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственных различений. У лиц с глубоким нарушением зрения особенностью формирования статического чувства является частичное или полное выключение зрительной ориентировки и зрительного контроля, что может существенно сказываться на сенсорном воспитании и развитии статического чувства. Повышение статической чувствительности у слепых и слабовидящих в определенной степени выступает в роли компенсаторной реакции на потерю зрений[3].
На ряду со статической чувствительностью следует отметить икинестетическую, которая обеспечивает ощущение положения и движения тела и его частей. Кинестетические, или мышечно-суставные, ощущения отражают скорость перемещения рабочих верхних и нижних конечностей, речедвигательного аппарата, самого тела в пространстве. С помощью них человек может контролировать работу рук и ног, ощущать усталость своего тела, оценивать расстояние и направление движения, свойства предметов (массу, упругость, твердость и т.д.).Как отмечает В.П. Ермаков, у слепых по сравнению со зрячиминаблюдаются низкая чувствительность двигательного анализатора и при этом более высокие границы различения [3].
Ощущения и восприятия являются основным источником знаний об окружающей действительности. Они, как правило, возникают от соприкосновения органов чувств с различными признаками и свойствами предметов. В связи с чем, одним из главных направлений воспитательной деятельности является сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий [1].
В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими и устойчивыми. Закрепленные в слове, образы восприятия можно вызвать в представлении ребенка и при этом, когда от момента восприятия прошло непродолжительное время,будет достаточно произнести лишь слово, соответствующее названию образа воспринимаемого предмета[3].
Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей слепых и слабовидящих детей.
Основными задачами являются[3]:
- · формирование системы обследовательских перцептивных действий (рассматривание, ощупывание);
- · формирование системы сенсорных эталонов, т.е. обобщенных представлений о свойствах, качествах, взаимоотношениях предметов;
- · формирование умения самостоятельно применять системы перцептивных действий и сенсорных эталонов в практической деятельности;
- · осуществление развития во время полноценной и активной образовательной деятельности;
- · исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, включенных в восприятие предметов и явлений действительности;
- · развитие поисковых способов ориентировки;
- · формирование правильной ориентировки в окружающем предметном мире, посредством приобретения умений учитывать свойства предметов в практических ситуациях.
Осязательное и кинестетическое восприятие является наиболее информативной сенсорной функцией для слепых и слабовидящихдетей, которая дает им информацию о форме, величине, объеме, а также обеспечивает развитие представлений о других свойствах предметов (весе,фактуре, температуре и т.д.).
Развитие данных видов восприятия начинается с младенческого возраста. При нарушении зрения необходимо целенаправленноразвивать процесс хватания, удерживания, ощупывания предметов, перекладывания их из одной руки в другую. Следует учитывать ряд тактильно-двигательных особенностей детей с нарушением зрения:
- склонность захватывать предмет всей кистью, а не пальцами;
- при перекладывании предмета из руки в руку - стремление переложить его сначала на какую-нибудь поверхность и только потом взять другой рукой;
- при обследовании предмета ощупывают его не полностью;
- значительные трудности при выполнении действий, связанных с мелкоймоторикой рук[3;7].
Слух имеет огромное значение для слепых и слабовидящих детей, позволяя принимать разнообразную информацию об окружающей действительности, а так же играет большую роль в процессе ориентировки слепого ребенка. Он должен различать разные звуки, которые слышит вокруг себя, уметь устанавливать связь между звуком и его источником. Развитие слухового восприятия достигается предъявлением ребенку различных звуков, не похожих друг на дуга.Большое внимание уделяется совместному с детьми прослушиванию теле- и радиопередач, чтению детской литературы, беседам по поводу прослушанного, а также развитию словесной памяти.
Занятия по сенсомоторной культуре личности направлены на формирование элементарных функций и при этом недостаточно связаны с общей системой учебной работы, как правило, носят частный характер и способствуют развитию элементарных ощущений и представлений. При этом они не способствуют разностороннему обогащению чувственного опыта, который служит основой для формирования высших психическихфункций, обогащения практической деятельности и развития личности ребенка в целом.Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, учебную и бытовую деятельность.
Определяя роль коррекционно-воспитательной работы как средства преодоления недостатков развития и лучшей социализации лиц с нарушениями зрения, главным образом следует выделить потенциальные возможности различных видов деятельности, в процессе которых формируются способы зрительной ориентации в пределах возможностей неполноценного зрения и полисенсорные возможности сохранных анализаторов. В связи с этим, следует выделить важность условий для развития и коррекции нарушенной сенсорной функции и активизации сохранных сенсорных функций в процессе активной, разнообразной и целесообразной деятельности ребенка.
Основное условие при организации коррекционно-воспитательных занятий в школе-интернате для слепых и слабовидящих – это комплексный подход, которыйпредусматривает не только развитие зрительных возможностей и формирование представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процессе познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности. А также учет того, что полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов, что способствует дальнейшей социализации и быстрейшей интеграции лиц с нарушениями зрительной функции.