Полный текст статьи
Печать

Модернизация, присущая современной действительности постиндустриального общества затрагивает экономическую, политическую, социальную сферы и не может не отражаться на системе образования. Активное внедрение новых нормативных документов приводит к значительным изменениям в данной системе, провоцируя динамизм и неустойчивость, как ключевые ее характеристики [1].

Всё большую актуальность в современном образовательном пространстве РФ приобретает такое явление как «инклюзивное образование». Само понятие разъясняется в статье 2 Федерального «Закона об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а  возможность осуществления инклюзивного образования истолкована в  статье 79 того же закона «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах…». Кроме этого в статье уточняются необходимые аспекты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: это обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, а также специальные условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных методов, учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования и т.д. [2]. Таким образом, внедрение инклюзивного образования как специально организованного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в единое образовательное пространство, приводит к актуализации новых дискуссионных вопросов и необходимости решения возникающих проблем [3].

Действительно, инклюзивное образование требует серьезной перестройки всей отечественной системы образования, что подразумевает внедрение изменений организационного, методического, технического порядка, подготовки педагогических кадров, а также изменений в сознании всех субъектов образовательного пространства: администрации и педагогов, обучающихся и их родителей.

Особо остро встает проблема профессиональной, методической, психологической готовности педагога общеобразовательной организации к работе с обучающимися с ОВЗ. Ведь даже при соблюдении всех необходимых материально-технических требований в образовательной организации, но неготовности учителя создавать условия для обучения каждого ребенка с ОВЗ, его неспособности внедрять инклюзивные технологии, положительного образовательного результата ожидать не придется.

Одним из шагов на пути к готовности учителя к инклюзивному образованию является отношение к данному явлению, которое сопряжено и с пониманием инклюзивного процесса педагогами общеобразовательных организаций, и с наличием опыта работы с лицами с ОВЗ, и с отношением к лицам данной категории.

Еще Л. Пожар отмечал, что «то, какую  позицию или отношение к аномальным детям, подросткам или взрослым занимает общество, непосредственно отражается не только  в общем развитии их личности…, но и в том, насколько успешной будет школьная и социальная интеграция аномальных людей» [4. – С. 101]. Понимание и принятие инклюзивного процесса именно в педагогическом обществе позволят выстроить систему работы с лицами с ОВЗ, направленную на профилактику и преодоление трудностей, возникающих в процессе совместного обучения и воспитания школьников с отклонениями в развитии и нормально развивающихся сверстников [5].

Отношение к инклюзивному образованию педагогов общеобразовательныхорганизаций в Оренбургском регионе, мы изучали путем опроса учителей. Частично результаты опроса представлены в данной работе и проиллюстрированы на рис 1-3.

 «С какими категориями детей с ОВЗ Вы готовы работать?»Более 50% педагогов, отвечая на данный вопрос, указали на обучающихся, имеющих отклонения в интеллектуальной сфере (умственная отсталость, задержка психического развития), что, вероятнее всего, связано с распространенностью этих категорий детей. В меньшей степени педагоги готовы работать с детьми, имеющими нарушения зрения (Н.З.), речи (Н.Р.), нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП), слуха  (Н.С.) Только 7,5 % высказали идею о своей неготовности  к работе с лицами с ОВЗ. Никто из педагогов не выразил готовности к работе с лицами с расстройствами аутистического спектра (рис. 1).  

Рис. 1. Готовность педагогов к обучению лиц с ОВЗ

 

Еще одним вопросом, позволяющим выразить свое отношение к инклюзии, стал вопрос о причинах неготовности к обучению лиц с ОВЗ. По мнению учителей эти причины заключены в недостатке практики и знаний, в трудностях организации урока, в отсутствии методической литературы, программ и материальной базы (рис. 2). 

 

Рис. 2 Причины неготовности к инклюзивному образованию педагогов образовательных организаций 

Анализ результатов, представленных на рис. 2, позволяет констатировать, что педагоги не отметили проблем социального характера: принятия/непринятия идеи инклюзии, влияния сформированных стереотипов, опосредующих отношение учителей как к самому ребенку с ОВЗ, так и к новым принципам инклюзивного образования [6]. Однако ответы на последующие вопросы показали важность этих социальных проблем.

На вопрос «Согласны ли Вы с идеей о том, что инклюзия должна приходить в образовательные организации постепенно?»  большинство респондентов ответили утвердительно (93,3%). С одной стороны, постепенность прихода инклюзии в образовательные организации — это правильно, с другой, как ответил один из педагогов, «можно и нужно сейчас вводить детей с ОВЗ в школу при наличии условий».

На вопрос «Является ли инклюзивное образование лучшим вариантом обучения детей с ОВЗ по сравнению с образованием в отдельных организациях (специальных школах)?» большинство респондентов ответило отрицательно, поддерживая устоявшуюся систему специального образования (рис. 3).
 

Рис. 3 Отношение к инклюзивному образованию педагогов образовательных организаций

Непринятие идеи инклюзивного образования большинством респондентов возможно объясняется наличием сложившегося стереотипа и свидетельствует либо о недостаточности понимания инклюзивного процесса, либо о трудностях, возникающих при организации условий для инклюзивной практики. И только 6,7% респондентов поддержали идею инклюзивного образования.

В заключение подчеркнем, что внедрение инклюзивного образования —   процесс системный, требующий решения проблем на разных уровнях, и предполагающий изначальное принятие самой идеи инклюзии в обществе. Наибольшая ответственность ложится на современных педагогов, от отношения и  компетентности которых во многом зависит инклюзивная культура конкретной образовательной организации. А это предполагает изменения в сознании педагогов, позволяющие принять саму идею инклюзивного образования, а вместе с этим признать ценность каждого обучающегося в интерактивной системе современного образовательного пространства.