Полный текст статьи
Печать

Трансформация современного общества проходит под воздействием сразу двух векторов: с одной стороны формируется общество пост-модерна, общество информационной культуры, где наиболее востребованным становится создание и передача информации, с другой стороны происходит растворение привычных культурных, национальных и политических границ. Развитие разного рода экономических, социальных, культурных проектов, связывающих представителей различных государств, формирования огромного вненационального пространства всемирной сети, все то, что входит в парадигму глобализационных процессов. Это предъявляет новые требования к человеческому опыту, который представляет собой приобретение человеком новых компетенций.

Будучи основным институтом, в рамках которого происходит процесс становления и развития личности, образование обязано отвечать новым требованиям по формированию новых компетенций.

Таким образом возникает запрос на формирование в рамках современной образовательной парадигмы упора на развитие именно коммуникационных компетенций. Под ними мы понимаем способность обучающихся самостоятельно создавать коммуникационный продукт, по средствам свободного использования ресурсов языка при решении коммуникационных задач, свобода от языковых шаблонов. Эта способность тесно связана с креативной составляющей деятельности человека.

Данный тезис верен не только для владения родным языком, но (и это особенно важно, учитывая процессы глобализации) и с иностранным.

В современной образовательной стратегии сам педагогический процесс должен базироваться с одной стороны на личностные потенциал обучающегося, с другой стороны на дидактический потенциал педагога. Например, формирование коммуникативной компетенции может осуществляться с учётом её потенциала креативного аспекта деятельности, важного для становления креативной личности, востребованной современным обществом.

Целью данной стать стала необходимость обосновать концептуальную идею о том, что креативный аспект деятельности студентов становится неотъемлемым базисом формирования креативно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей самостоятельное и нешаблонное создание студентами речевого продукта как результата решения коммуникативной задачи в процессе изучения иностранного языка в вузе.

Под креативно-коммуникативной компетенцией мы понимаем совокупность знаний, формирующих представление обучающегося о явлении креативности, как о продукте и процессе речевой деятельности; совокупность навыков, умений, личностных качеств и готовность к решению коммуникативных задач на основе креативного аспекта деятельности.

Принимая во внимание вектор креативности в развитии коммуникативной компетенции, при организации учебного процесса по иностранному языку в условиях профессионального образования необходимо обеспечить актуализацию явления креативности как процесса, продукта и личностного качества студента. Это совпадает с представлением о блочной структуре компетенции, которая, по мнению И.А. Зимней, может быть представлена совокупностью таких компонентов, как  знания, умения, качества, опыт, способности, составляющих содержание компетенций. Для обоснования сущности креативно-коммуникативной компетенции было необходимо уточнить количество блоков и определить их содержание, конкретизировать структурные компоненты и показать их специфику.

Методологической опорой при решении этой задачи выступили идеи и научные достижения исследователей явления креативности в общении и социальных групповых взаимодействиях (С.Ю. Канн, В.А. Кан-Калик, Н.А. Тюрьмина,  Т.Ю. Осипова, А.А. Попель и другие), которые затем были интерпретированы в контексте методики обучения иностранным языкам.

В рамках креативно-коммуникационной компетенции можно выделить четыре блока: когнитивный блок (знания и представления о феномене креативности), функциональный блок (навыки и умения), личностный блок (личные качества обучающегося, способствующие развитию данной компетенции), и оценочный блок (набор инструментов, обеспечивающих рефлексию студентам собственного развития).

Далее мы попробуем подробнее раскрыть содержание каждого блока.

Когнитивный блок креативно-коммуникативной компетенции включает:

-     знания о сущности явления креативности, о способах его проявления, присущих ему свойствах, о свойствах и характеристиках креативной личности;

-     представления о возможности применять явление креативности в  конкретных видах речевой деятельности, о возможных результатах использования явления креативности в процессе изучения иностранного языка;

-     понимание явления креативности как механизма развития внутри личностных процессов;

-     принятие необходимости собственной продуктивной деятельности при изучении иностранного языка и развития креативных качеств своей личности;

-     признание явления креативности как важного средства в достижении цели практического пользования иностранным языком как средством общения.

В содержание функционального блока креативно-коммуникативной компетенции входят следующие навыки и умения:

-     умение сформировать утверждение, которое будет не только услышано, но и правильно интерпретировано в соответствии с определённым контекстом (навык контекстуализации) при использовании нового языкового материала;

-     компенсаторные навыки (замена отдельного неизвестного языкового элемента на известный студенту) и умения  (замена студентом непонятного ему контекста другим контекстом);

-     аналитические умения: умение анализировать коммуникативную ситуацию и ориентироваться в ней;

-     умение анализировать варианты решения коммуникативной задачи и процессе её решения;

-     умение анализировать полученные как положительные, так и отрицательные результаты, причины допущенных ошибок;

-     умение организовывать и поддерживать общение на занятии по иностранному языку;

-     умение варьировать идеи (инициативная речь), продуцировать разные варианты решения одной коммуникативной задачи.

Личностный блок в содержании креативно-коммуникативной компетенции может быть представлен компонентами, которые отражают качества, необходимые студенту для успешного формирования данной компетенции. Наряду с такими общепризнанными качествами, как любознательность, настойчивость, целенаправленность ,оптимизм, также необходимы:

-     открытость - это качество интерпретируется как восприимчивость студента к новому и необычному, на её основе формируется готовность к созданию нового речевого продукта средствами иностранного языка.  Некоторые исследователи отмечают, что это качество также необходимо при формировании готовности субъектов образования к инновационной деятельности;

-     самостоятельность - независимость обучающегося при создании собственного коммуникативного продукта, свободного от общеупотребительных шаблонов и стереотипов речевых решений;

-     гибкость и свобода мышления позволяют решать коммуникативную задачу, опираясь на независимость своих суждений и умение приспосабливаться к учебной ситуации как внешне (языковые средства), так и внутренне  (мотивация). В процессе овладения иностранным языком это выражается через вербализированные формы «воображения» и «фантазии» студентов, что придаёт оригинальность речевому продукту как в плане формы, так и содержания;

-     инициативность как личностное качество студента не только способствует реализации «инициативной речи» в учебном процессе по иностранному языку, но и обусловливает активность и энергичность в отношении поисково-преобразовательной деятельности, необходимой для создания  креативного  продукта.

Описанные выше личностные качества формируют ряд способностей, так же входящий в данный блок: способность к оригинальности и новизне в процессе коммуникации; способность к нестандартному решению коммуникативных задач; способность к поисково-преобразовательной деятельности на материале иностранного языка; способность к адекватному восприятию критики; способность к коммуникативному воображению, то есть способность,  позволяющая моделировать и предсказывать процесс речевого взаимодействия, возможные трудности и преграды, на основе обратной связи и саморефлексии.

Оценочный блок в содержании креативно-коммуникативной компетенции ориентирован на процессы самостоятельного развития, по этому в основном он состоит из методов самостоятельной оценки личности собственных достижений:

-     рефлексия результатов деятельности как мотивационный инструмент её реализации и совершенствования;

-     саморефлексия как оценка собственного коммуникативного опыта, полученных результатов, достижений, ошибок и понимание возникающих трудностей в процессе коммуникации;  как инструмент более прочного                                                   овладения новым языковым материалом за счет присвоения студентами нового опыта по его применению на практике;

-     самокритика как инструмент преодоления трудностей в процессе решения коммуникативной задачи;

-     способность к саморазвитию в контексте активного взаимодействия с партнёрами по общению.

Предложенное выше описание четырёх структурных блоков креативно- коммуникативной компетенции формирует определённое представление о феномене указанного вида компетенции. Однако для практики преподавания иностранного языка также важным является                                                                        определение индикаторов сформированности каждой конкретной компетенции. Индикаторы связаны с количественными и качественным и параметрами продуцируемого студентами речевого продукта. Как указывалось выше, формирование креативно-коммуникативной компетенции в учебном процессе по иностранному языку обеспечивает взаимосвязанную актуализацию явления креативности как процесса, продукта и качества личности. Поэтому в первую очередь целесообразно обратиться к индикаторам, характеризующим качественные параметры речевого продукта.

Индикаторы, в целом, можно распределить на две группы: универсальные и дифференцированные. Универсальные индикаторы сформированной креативно-коммуникативной компетенции характеризуют речевой продукт независимо от устной или письменной формы продуктивного вида речевой деятельности на иностранном языке.

Дифференцированные индикаторы, соответственно, относятся только к одной - устной или письменной –форме речевой деятельности. В рамках настоящей статьи целесообразно обратиться к универсальным индикаторам, которые были выявлены на основе теоретико-методического исследования содержательного аспекта креативно-коммуникативной компетенции и апробированы в процессе экспериментальной проверки разработанной методики её формирования.

К индикаторам и сформированности креативно-коммуникативной компетенции относятся не только навыки, умения, способности, качества личности, которые представлены в блочной структуре компетенции, но и критерии оценки выполнения упражнений, предназначенных для формирования креативно-коммуникативной компетенции. К числу универсальных индикаторов относятся:

-     внутренняя мотивация студентов к реализации креативного                                                                                                                                                           аспекта в своём речевом продукте. Этот индикатор проявляется как наличие либо отсутствие реакции на задание к упражнению, например согласие студента или его отказ от выполнения предложенного упражнения креативного характера. Креативный аспект актуализируется в речи студентов только тогда, когда именно им принадлежит инициатива, в основе которой понимание сущности феномена креативности и признание его необходимости при создании собственного речевого продукта;

-     оригинальность, нетипичность раскрытия темы, отказ от шаблонов и образцов, «собственное креативное», использование языковых средств;

-     выражение своего «я» посредством формулирования собственного мнения, отношения,  оценки, положительной критики. Наличие вербализации эмоционального отношения к проблеме как предмету речи следует считать важным параметром, характеризующим креативный аспект речевой деятельности студентов в процессе изучения ими иностранного языка;

-     качество языкового материала, использованного при создании речевого продукта - разнообразие лексико-грамматического материала и стилистических средств, языковая грамотность. При этом от студентов не требуется стремление к «идеальной» языковой грамотности, так как отказ от речевых стереотипов (характерологическое свойство  феномена креативности) предполагает некоторое отступление от общепринятой нормы, поэтому главным является отсутствие ошибок, нарушающих коммуникацию и препятствующих пониманию смысла текста как формы речевого продукта;

-     продуцируемый текст характеризуется композиционной завершенностью, то есть присутствуют вступление, основная часть, заключение и их логическая взаимосвязь;

-     поливариантность ответов при выполнении одного задания;

-     компенсаторные навыки (замена неизвестных слов, использование объяснения, описания при выражении собственных мыслей и не достаточности словарного запаса, собственная метафоричность слов и т.д.);

-     самостоятельность выполнения задания, рефлексия и саморефлексия после выполнения задания.

Индикаторы, характеризующие количественные параметры сформированности креативно-коммуникативной компетенции, с одной стороны, связаны с языковым аспектом речевого продукта, поэтому коррелируют с требованиями, предъявляемыми соответствующей программой. Наблюдения за педагогическим процессом показывают, что при оценке качества языкового аспекта существует два направления: учёт количества допущенных ошибок как основа для некоторых « санкций» или учёт только правильных предложений. На их основе определяются критерии оценки сформированности креативно-коммуникативной компетенции студентов. С другой стороны, для рассматриваемой компетенции важен временной параметр – отрезок времени, за который происходит выполнение задания. Однако в этом случае должен соблюдаться дифференцированный подход в зависимости от формы (устной или письменной) речевой деятельности и её цели.

Таким образом, в современном обществе востребована компетентная личность, способная к творческой деятельности, к постоянному саморазвитию,  самосовершенствованию, к образованию на протяжении всей жизни. В достижении практической цели овладения иностранным языком в контексте компетентностного подхода ключевая роль принадлежит коммуникативной компетенции, результирующим продуктом которой выступает успешное решение студентом коммуникативной задачи, созданный им речевой продукт.

Глобализационные процессы в сфере образования (Болонский процесс, создание международной образовательной среды , развитие академической и профессиональной мобильности в образовательной сфере и др.) повышают роль языковой подготовки и обуславливают повышение роли коммуникативной компетенции и поиска путей её совершенствования и развития. Реализация креативного аспекта речевой деятельности основывается на актуализации принципа новизны, одним из ключевых механизмов осуществления которого является креативность, отражённая в процессе и продукте деятельности, а также как личностная характеристика студента, что обосновывает актуальность креативно-коммуникативной компетенции. Индикаторы её сформированности выступают ориентирами при разработке методики формирования креативно-коммуникативной компетенции применительно к конкретным условиям учебного процесса по иностранному языку.