Полный текст статьи
Печать

Современный педагогический процесс – явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Сегодня это не столько получение готовых знаний, сколько вовлечение обучающихся в процесс поиска, формирование умения ставить самостоятельные задачи, направленность рефлексии на собственную культуру личности. Перефразировав слова известной притчи: сегодня мы даем ученикам не «рыбу», а умение ее добыть. Рыба может испортиться от долгого хранения, знания устареть, или быть непригодными в изменившихся условиях, а возможность и умение самому их пополнять будет актуально всегда.

Особенность предметов гуманитарного цикла заключается в том, что дисциплины предполагают в основном развитие абстрактного мышления. Но это включает в себя и отработку умения преодолевать жизненные проблемы и трудности в профессиональной деятельности, умело действовать в различных ситуациях современной действительности; приобщение обучающихся к национальной культуре русского народа, самопознания, становлению личности, как профессионала, части семьи, гражданина и человека.

В научной литературе по данному вопросу специалисты (А.В. Петров,  Л.Г.  Пак, Д.Л. Константиновский, А.Д.  Вислов) приходят к выводам, что молодые специалисты оказываются  в сложных условиях реформируе­мого общества и не готовы к реализации полученных знаний и поискам целесо­образных путей применения своих способностей и навыков. Казалось бы, молодежь готова к переменам, они с оптимизмом смотрят в будущее, но не учитывают, что  инновационная деятельность требует навыков в освоении новых услуг и продуктов, в реализации возможно­стей и способности изучать общественные потребности, иметь интеллектуальный капитал и правильно его использовать.

Известно, что все психические процессы (мышление, память, эмоции) формируются у человека в результате деятельностного освоения им окружающего мира. В состав различных видов человеческого познания входит интеллектуальная деятельность. Следовательно, на занятиях создаются условия для эмоционального, нравственного развития студентов.

Одним из видов подобной работы на уроках литературы и русского языка являются творческие задания:

-     составьте исповедь литературного героя; укажите положительные и отрицательные поступки, дайте им объяснение;

-     составьте письмо к потомкам от имени поэта, писателя;

-     дайте репортаж с открытия памятника писателю, поэту;

-     проведите заочную экскурсию по музею писателя, поэта;

-     наведите порядок  в комнате Обломова, Кукшиной (романы «Отцы и дети», «Обломов»);

-     возьмите интервью у писателя, поэта;

-     напишите приказ от имени городничего А.А. Сквозник-Дмухановского о наведении порядка в городе перед приездом ревизора;

-     напишите письмо литературному персонажу;

-     составьте творческий отчет по творчеству писателя, поэта (произвольная форма: это может быть сочинение, рисунки к произведениям, суждения и высказывания на один из вопросов; впечатления от прочитанного произведения в стихотворной или прозаической форме);

-     составьте творческую защиту реферата с учетом различных жанров сочинений: репортаж, эссе, интервью, сочинение-рассуждение, экскурсия и др.

-     напишите рекомендации литературному герою: как эффективнее ему поступить в том или другом случае, ситуации в соответствии с замыслом автора и логической последовательностью литературного произведения.

Цель такой работы - не получать готовые суждения преподавателя. При выполнении подобных заданий развивается умение отбирать источники информации, аннотировать содержание полученных сведений, делать выводы, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Необходимо увидеть и повседневной, текущей учебной работе элементы исследовательской деятельности: задания по алгоритму, сопоставление данных таблиц, отбор материала и др.

Следующие задания студенты могут решать коллективно, индивидуально, как домашние задания:

-     оформите поздравительную открытку с учетом правил этикета: обращенность к адресату; отсутствие штампов речи; оригинальность текста; искренность текста; психологические приемы «поглаживание», «комплимент»;

-     составьте письмо другу, маме с соблюдением этикета эпистолярного жанра: приветствие; этикетные вопросы (о здоровье, делах, настроении и др.); рассказ-повествование о событиях, деятельности; обращение к адресату с целью поделиться  своими воспоминаниями, связанными с ним, пожелания доброго здоровья; приветы общим знакомым; подпись; число (вербальная работа повлекла за собой и эстетичность в оформлении: появились самодельные конверты, пакеты, «валентинки»);

-     напишите заявление на имя директора учебного заведения о приеме на обучение, объяснительную на имя заведующего отделением о причине пропуска занятий;

-     составьте суждение по предложенному афоризму (например, «Пользуйся глиняной посудой также как серебряной, и наоборот», «Кто угнетает окружающих, тот никогда не будет великим сам», «Самые дорогие вещи – это не имеющие цены!» и др.);

-     составьте диалоги, отражающие этикет поведения работника в официально-деловой обстановке в ситуации «начальник-подчиненный», учитывая две формы ответа: согласие; отказ с извинениями и объяснениями причины (например, в следующих ситуациях:«Ваш начальник просит Вас сделать дополнительную работу», «Вы устраиваетесь на работу по конкурсу»);

-     опишите поведение людей разных типов темпераментов в различных ситуациях (например, «Вас не отпускают в очередной отпуск в связи с производственной необходимостью»). Приведите примеры диалогической, монологической речи в данных ситуациях (меланхолика, холерика и др.); составьте рекламу, кричалки об учебной группе, профессии;

-     составьте пожелания родному краю, городу;

-     опишите внешность, характер вашего друга (подруги) в группе. По рассказу окружающие должны узнать, кто это. Указать: внешность (глаза, волосы, фигура, походка, манеры, движения и т.д.); речь (голос, движения во время речи; мимика, жесты); отношения с окружающими (ровные, покровительственные, дружественные); увлечения;

-     расскажите о себе (задание предлагается на первом занятии при знакомстве студентов с друг другом, колледжем, преподавателями. Предусматривается план ответа:  Ф.И.О., год рождения, место рождения, знак Зодиака, какую школу окончил, увлечения, рассказ о домашних животных и т.п.);

-     ответьте на вопросы (вначале эта работа планировалась как сочинение-миниатюра, но результаты оказались крайне слабыми, поэтому студентам предлагается план ответа; результаты поразительные: ответы искренние, с элементами рефлексии, адекватной самооценки), цель занятия достигается. Примерный вопросник по теме «Что такое любовь?»: верите ли вы в это чувство; современные взаимоотношения молодых людей (показать положительные и отрицательные стороны); случаи из жизни (наблюдения со стороны или из собственного опыта (конфиденциальность гарантируется);

-     составьте письмо курящему другу, СМС-сообщение о здоровом образе жизни.

В условиях будущей трудовой деятельности необходимо умение решать профессиональные производственные задачи, но и успешно взаимодействовать в коллективе, действовать в условиях неопределенности.  Важным является умение организовать свою работу, окружить себя помощниками, единомышленниками, рационально, продуманно не теряться в сложных ситуациях, находить правильные решения, достигать экономичности  труда, принимать смелые решения (рисковать, действовать при явной недостаточности средств и при этом достигать успеха). Необходимо уметь преодолевать естественную склонность к пассивности: думать по-новому, учиться новому, делать по-новому. Повышенная энергия возникает во внимании к собственным задумкам, советам, опыту других. В ходе работы нужно не позволять процессам, от нас зависящим, протекать без нашего управления, избежать неоправданной путаницы, непоследовательности, излишней детализации. Освоив дело, нельзя оставлять его без возможности расширения сферы деятельности: например, параллельно выполнять работу, доступную для совмещения. При повторении каких-либо действий нужно стремиться сделать это творчески. Будущий специалист должен быть предприимчив и инициативен.

Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать, отстаивать свои взгляды, убеждения, сопоставлять различные точки зрения. И немаловажное место в этой работе занимает процесс вербализации, работа со словом.

На базе цикловой комиссии создан «Учебный проект», подразумевающий интеграцию наук. Например, усилиями творческих объединений преподавателей организованы «Пушкинский (Лермонтовский) бал», «Осенний бал». В рамках балов учащимся даются дополнительные задания, такие как креативно оформить лист со стихотворением поэта, выучите его, подготовьтесь читать наизусть его произведение хором (небольшие, «Молитва», например). Творческие работы служат оформлением актового зала; активные  студенты оценивают прочтение стихотворений обучающимися и составляют списки для преподавателя. Для украшения зала используются рисунки студентов или  распечатанные из Интернета иллюстрации к произведениям писателей. Также изготавливаются бумажные свечи, колонны, писчие перья, чернильницы и т.д. Для осеннего бала было подготовлено множество букетов из веток, композиций из природных материалов, которые напоминали о мероприятии  продолжительное время. Сегодня обучающимся стало проще при помощи Интернета найти сценарий бала, презентацию произведения, подготовить мелодекламирование стихотворения. Подобные события стали массовыми.

В рамках проекта среди студентов первых курсов проводится учебная квест-игра, посвященная образованию Хабаровского края. На станции «Литературная» обучающимся предлагается сочинить синквейны по данной теме. На подведении итогов зачитываются лучшие работы.

Предлагается форма работы – творческая защита рефератов. Образцы и примеры заданий приводятся на литературоведческом материале, как более знакомом учащимся из программы школы. Кроме того, эта дисциплина поможет студентам овладеть элементами психологических знаний, способствовать формированию у будущих высококвалифицированных специалистов навыка анализа как собственных душевных состояний, так и психики других людей в целях повышения навыка управления коллективом. 

Итак, студенты получают задание не только провести исследование по заявленной теме, но и сделать отчет-представление о проделанной работе. В процессе защиты могут быть представлены выполненные обучающимися: рисунки, подборки фотографий, компьютерные, видео- и аудиозаписи, таблицы, схемы, плакаты, стенгазеты.

На занятии заслушивается сразу несколько творческих работ студентов. Каждый участник оформляет свой уголок со стендами, рисунками (используем ученические столы). В результате появляются и стилизованные предметы: «шаль А. Ахматовой», «фотоальбом В. Маяковского»,  «вынесенные Р. Раскольниковым с места преступления вещи», «ветка красной рябины» и т.п.

Аксиологический подход в воспитании – это проблемы отношения личности к материальным и духовным результатам человеческой деятельности. В сегодняшней действительности важно создавать определенные условия для преобразования ситуативных отношений в систему ценностных ориентаций. Процесс этот происходит на уровне осмысления в результате взаимодействия студентов и преподавателей. Примером могут послужить творческие работы обучающихся колледжа. Диспуты, споры, возникающие на занятиях, во внеучебное время выливаются на страницы газеты колледжа «Кузница кадров», материалы которой вновь обсуждаются и подводятся итоги, когда делаются первые шаги по переосмыслению.

Приведем примеры заданий, ориентированных на межпредметные и метапредметные связи:

-     формирование умения при помощи разума, воли, интуиции преодолевать постоянно возникающие проблемы и трудности (сочинение-миниатюра, эссе по темам: «Каким я вижу окружающий мир», «Каким я вижу себя со стороны», «Мое самое большое счастье и самая большая проблема на сегодняшний день», ответы на вопросы: «Главные и неглавные цели моей жизни», «Мои достоинства и недостатки» и др.). На данном этапе важно показать,что не имея четких представлений о взаимодействии людей, трудно будет осуществлять свою профессиональную деятельность;

-     формирование идеалов личности (дискуссии на тему:«Идеал взаимоотношений», «Идеал возлюбленного», ответы на вопросы, связанные с нормами и правилами поведения в коллективе, общественных местах). На данном этапе важен процесс формирования представлений об опыте человечества, русской нации, необходимости внесения своей лепты в сохранение культуры, приобретение чувства рачительного хозяина, ответственности за порученный участок работы;

-     формирование языковой культуры (задания: составить диалог, монолог, разговор по телефону (встреча с начальником, прервать разговор с коллегой, отвлекающему вас, сделать замечание коллеге; работа с деловой документацией: составить резюме, визитную карточку, написать заявку); организовать в группе праздник, провести переговоры, отдать распоряжение о выполнении плана мероприятий.

Во внеурочной деятельности появилась необходимость реализации молодежных проектов с целью создания студенческого центра для повышения творческой активности студенческой молодежи.

Вот некоторые задачи проекта «Центр-Культура»:

-     создать условия для совершенствования социальной активности выпускника колледжа;

-     создание условий для формирования позитивного мышления молодежи (как учащихся колледжа, так и у студентов колледжа, а так же привлекаемыми  представителями студенческой молодежи из других учебных заведений) в соответствии с запросами общества и ожиданиями молодежи.

Проект включает в себя множество направлений и течений, но эта деятельность подчинена строгой структуре: измерение, формы и методы работы, результативность.

Интересной стала реализация проекта «Здоровая молодежь», на которую был выигран грант, что позволило получить денежную сумму, и как следствие опыт самостоятельно распоряжаться финансами. Целью проекта является создание студенческого центра для проведения универсальных мероприятий, обеспечивающих формирование сознания по патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни. Это организация пеших прогулок по парку Северный «Поэтической тропой», внедрение в молодежные мероприятия колледжа физкультминутки; участие в лыжном переходе «Волочаевская лыжня».

Проект, основанный на базе данных регионального компонента, особенно важен. Ибо вопросы, сказанные в романе «И дольше века длится день» Чингиза Айтматова всегда актуальны: «А как звали твоего отца? А сам ты кто, откуда родом? Где ты родился?.. Можно отнять землю, можно отнять богатство, можно отнять и жизнь, но кто смеет покушаться на память человека?».

Будущий специалист умеет контролировать свои расходы, бережно вести хозяйство, выполнять работу с наименьшими затратами сил, времени, здоровья. Человека, ни в чем сомневающегося, не видящего проблем в собственной деятельности, вряд ли можно отнести к творческим личностям.

Требования общества к лучшему использованию человеческого капи­тала подвигает студента к поиску, взаимодействию, что проецируется в будущую трудовую деятельность. Таким образом, в учебе, а затем на рабочих местах мы получим надежного студента и специалиста, достигающего большей эффективности в труде, чем обычные исполнители.