Полный текст статьи
Печать

Федор Иванович Янкович де Мариево, талантливый сербский и российский педагог, сказал: «Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».

В наши дни преподавательское искусство диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и иностранному языку. Актуальность и перспективность данного вопроса заключается в необходимости формирования у молодого поколения мышления, которое сможет развиваться в современных изменяющихся условиях жизни, в активно развивающемся обществе. Всего этого невозможно добиться без доступного объяснения материала преподавателем и развития критического мышления у обучающихся.

Идея развития технологии критического мышления является достаточно новой для российской дидактики.  Существует множество интерпретаций определения этого понятия.

Клустер Д. предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

«Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя

Во-вторых, информация и знания являются отправным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими [1]».

 По мнению Д. Халперн, критическое мышление - это, прежде всего, творческое мышление. В  ее книге природа критического мышления раскрывается с точки зрения его развития и предлагаются эффективные приемы его формирования. Эти подходы созвучны идеям развивающего обучения, где, в первую очередь, нужно «учить мыслить», в том числе «мыслить о смысле», «мыслить о своем мышлении» [2]. Это - явление времени и результат саморефлексии психологии развития, когда на первый план выдвигается проблема не «чему учить», а проблема «как учить».

Из данных определений можно сделать вывод, что развитие критического  мышления невозможно без вовлечения обучающихся в образовательный процесс, который должен быть интересен и доступен для понимания.

  Одной из составляющей развития критического мышления являются креативные техники и приемы развития в процессе обучения. В данной статье рассматриваются некоторые техники и приемы, которые возможны в применении на уроках иностранного языка. Рассмотрим каждую из техник подробнее.

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология «Понятийное колесо». Свое название она получила из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова - ассоциации (словосочетания), которые предлагают обучающиеся.

Практическое применение данная технология может получить у обучающихся старших курсов СПО для активизации мыслительной деятельности на начальном этапе учебного занятия. На рисунках 1 и 2 представлены примеры понятийного колеса на учебном занятии по английскому языку по теме «Деловой этикет молодого специалиста»: 

 Рис.1. Понятийное колесо «Этикет (Etiquette)»

 

Рис.2. Понятийное колесо «Личные качества человека (Personal Qualities)» 

Цель занятия: актуализировать имеющиеся знания и лексический запас в деловом английском языке.

Business etiquette – is a code of behavior that delineates expectations for social behavior according conventional norms within a society, sociel class or group.

С помощью понятийных колес Этикет (Etiquette),  личных качеств человека (Personal Qualities), обучающиеся смогут дать понятие деловому этикету (Businesse tiquette)  в целом, что способствует закреплению лексического материала по данной теме.    

Следующий прием, который можно применить на стадии вызова «Чтение с остановками». Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки.

Пример. Практическое занятие по теме « English in the modern world».          

Обучающиеся получают текст «Confusing English»:

When I arrived in England, I couldn’t speak a word in English, so I decided to take some lessons. My teacher told me, “It is necessary to study English very well as English is a confusing language”. At first I didn’t understand him. But some time later I understood what he meant.

I remembered an evening I had spent in a bar in my hotel. I decided to speak English to the barman. I ordered, «A bear, please». The barman could not believe his ears. He thought for a moment and then said, «Listen to me, young man, you are in a bar, not in a Zoo.»  I didn’t understand him but I saw he wasn’t pleased.  A friendly Englishman saved me and ordered a beer for me.

He invited me to his table. He was very patriotic and talked about the Queen. I didn’t understand half of what he had said, but I decided to please him. «God shave the Queen,» I said. He stood up, looked at me and walked away without saying a word. When I think of that day now I see how right my teacher of English was.

На начальном этапе дети читают, только лишь название и предполагают о чем рассказывается в тексте. (Confusing English – запутанный язык,  язык вызывающий сложности в понимании).

На стадии осмысления, познакомившись с частью текста, обучащиеся уточняют свое представление о материале. И отвечают на вопросы преподавателя:

1. Did the author understand what the word “confusing” mean?

2. Did Englishman help to him?

3. How do you think what will be next?

И на заключительной стадии обучающиеся высказывают свою точку зрения по прочитанному материалу, выявляют всю важность и значимость английского языка и почему его следует учить. Беседа может проходить в форме дискуссии, письма, с использованием необходимым фраз:

I think…, in my opinion, as for me… и т.д.

Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать и отвечать на вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста.

При изучении английского языка очень распространены таблицы: концептуальные, сравнительные и т.д.

Изучая бытовые темы, у обучающих возникают много вопросов и споров.  Вследствие этого хорошо подходит прием «За и против», который можно опубликовать в виде таблицы (табл.1). Целью данного приема является развитие речевых компонентов, высказывание своих точек зрений на заданную тему.

Пример. Прием «За и против» на учебном занятии по теме «Internetinourlife»         .

Дискуссия начинается с записи положительных и отрицательных аргументов по предложенной теме. Затем с помощью записанных тезисов, утверждений высказывается тезис «за», потом заслушивается опровержение и высказывается тезис «против». После того, как все аргументы прозвучали, обучающиеся делают выводы, подводя итоги дискуссии.

Таблица 1

Приём «Сводная таблица» на учебном занятие по теме «Russian Federation»  полезен для сравнения трех или более объектов.  Каждый получает свой объект сравнения. Например, на уроке обучающиеся делятся на группы. Каждому достается текст со своим регионом  России. После знакомства со своим текстом его нужно пересказать всем, выделяя главное. Затем, когда обмен информацией завершён, все участники дискуссии обдумывают вопрос, как сравнить полученную информацию, выделяют линии сравнения и приступают к заполнению таблицы (табл. 2).

Таблица 1

 

Основной смысл использования приёма «сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, чтобы особенности, характеристики, по которым обучающиеся сравнивают различные явления, выделялись самостоятельно.

Интересны в качестве средств творческого самовыражения в изучении тем страноведческого характера кластеры. Кластеры - это выделение смысловых единиц текста и графического оформление в определённом порядке в виде грозди. Можно нарисовать любую модель: Солнечную систему, цветок и т.п. В центре – тема. Вокруг неё смысловые единицы, которые соединяются с темой. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластеры могут применены как в начале урока так и для обобщения материала и подведения итогов [3].

Применение кластера в конце учебного занятия для закрепления лексического материала наиболее эффективно. Кластер на учебном занятие по теме «Great Britain and Northern Ireland» (рис. 3).

 

 Рис. 3. «Great Britain and Northern Ireland» 

Особенности применения подобного рода приёмов заключаются в том, что обучвемые самостоятельно выделяют линии сравнения, личный опыт, свои знания, предположения и систематизируют информацию, а также происходит закрепление лексического минимума по данной теме.

Необходимо отметить, что рефлексия может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей.

Таким примером устной рефлексии может служить синквейн:

1 - одно слово – тема (существительное);

2 - два  прилагательных, описывающие эту тему;

3 - три  глагола, описывающие действия;

4 - четыре слова (выражения), которые должны соотнести тему с образом;

5 - пять слов (выражений), показывающие отношение теме.

 Пример. Прием Синквейн на учебном занятие по теме «Holidays».

Winter

Perfect, great

To eat, to skate, to celebrate

To have free time, to give gifts each other, to get up late, to make a snowman

Delicious food, white trees outside, decorated fir-trees, tangerines and good time!

Таким образом, креативные техники и приемы, позволяют развивать критическое мышление, упрощать объем информации с помощью схем, таблиц и т.д., вовлекать в работу всех учащихся с разными уровнями знаний иностранного языка. С помощью этих техник и приемов у обучающихся:

-     формируется представления об английском языке как о языке международного общения и средстве приобщения к ценностям мировой культуры и национальных культур;

-     формируются и развиваются все компоненты коммуникативной компетенции;

-     формируется  умение работать в сотрудничестве с другими;

-     повышается эффективность восприятия информации;

-     повышается интерес как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

В современном мире, все следует инновационным технологиям, модернизируется и система образования. Новые подходы в обучении играют большую роль в образовательном процессе. Главное в изучении иностранного языка придерживаться новых технологий на учебных занятиях, создать атмосферу дружелюбия и заинтересовать детей в предоставленной информации. Строить учебное занятие так, чтобы доносить информацию до обучающихся легким и доступным языком,  так как  не все способны работать с большим объёмом информации, техника чтения не у всех одинаков и не все могут синхронно и творчески подходить к работе.