Проблема профессионального самоопределения вновь стала актуальной и интерес к ней переживает новый подъем.
В конце 2015 года в Федеральном институте развития образования в рамках Третьего Всероссийского совещания «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» была представлена новая «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования» [1] и «Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг.».
В новой концепции особое внимание уделяется системному подходу к процессу сопровождения профессионального самоопределения и формированию системы действий по его сопровождению, реализуемому на всех уровнях образования. Эта система действий, как считают авторы концепции, и носит название профессиональной ориентации (профориентации).
Что же привело к такому всплеску интереса к этой теме? На наш взгляд это произошло по нескольким причинам:
- развитие новых технологий и как следствие появление новых профессий,
- дифференциация содержания большинства профессий,
- требования работодателя, который хочет получить образованного и адаптированного к условиям производства молодого специалиста,
- отсутствие внутренней мотивации обучающейся молодежи, нацеленность на получение диплома, а не профессии.
В результате по завершению профессионального обучения примерно 60% выпускников профессиональных учреждений уходят в другие сферы деятельности, не связанные с полученным образованием. Если учесть, что большая часть выпускников получает образование за счет бюджетных средств, то такая ситуация становится еще и серьезной экономической проблемой. Переподготовка этих специалистов требуют дополнительных затрат со стороны работодателя или государства, увеличивается период профессионализации и достижения качественно высоких показателей в профессии.
Кроме этого работодатели утверждают, что существуют проблемы в адаптации на рабочем месте даже в том случае если выпускник идет работать по профессии. По мнению работодателей, проблема в неверных представлениях об условиях работы и ее результатах.
Таким образом, стало очевидным, что необходимо формирование системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, которая учитывала бы интересы молодых людей, давала возможность сориентироваться в мире профессий и стимулировала сознательное стремление к приобретению качественного профессионального образования.
Для решения всех этих задач нужны разные формы работы. Одной из них является предпрофильное и предпрофессиональное обучение учащихся школ в средних профессиональных учебных заведениях.
Данное направление профориентационной работы реализуется в Хабаровском колледже отраслевых технологий и сферы обслуживания. В колледже ведется работа с учащихся 8-9 классов по нескольким профессиям. Цель этой подготовки является формирование представлений о профессии проходит параллельно с формированием представлений о себе и своих возможностях.
Специфика работы с учащимися общеобразовательных учреждений является то, что на первую роль выходит потребность не обучения как такового (передачи некой суммы знаний и умений), а необходимость заинтересовать, убедить в необходимости получения того или иного знания. Для того что бы максимально эффективно справляться с этими задачами необходимо прибегать к использованию нестандартных, креативных технологий в построении занятий.
В рамках профориентационной работы в колледже активно используются креативные методы в подготовке занятий с школьниками. Рассмотреть их использование можно на примере занятия по профессиональной ориентации по профессии «Повар».
1. Вводная часть занятия (стадия «Вызов»). Целью этой части занятия является актуализация знаний по избираемой профессии, актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учеником собственных целей обучения.
Избираемый прием - «Понятийное колесо». Это упражнении стимулирует учащихся дать как можно больше ассоциаций, связанных с избираемой профессией (рис.1). В процессе рождения ассоциаций через предметные связи учащиеся проникают в мир профессии и детализируют его.
Рис.1. Пример «Понятийного колеса к профессии «Повар»
2. Основная часть занятия (стадия «Реализация смысла»). Цель этого этапа – анализ профессии, получение новой информации. На этом этапе учащиеся соотносят старые знания с новыми.
Выбранный нами прием для организации этого этапа занятия - ролевая игра
«Плюсы и минусы профессии «Повар». Целью этого упражнения является рассмотрение профессии с разных позиций.
Работа проводится в группе. Группу делят на подгруппы, каждая из которых будет рассматривать профессию с точки зрения ее положительных качеств (группа оптимистов), отрицательных качеств (группа пессимистов), возможностей развития (группа новаторов) и реальных преимуществ (группа рационалистов).
Традиционно участники занятия предлагают следующие варианты:
- Оптимист – творческая профессия, есть возможность карьерного роста, есть возможность открыть свой бизнес и т.д.
- Пессимист – работа тяжелая, высокий темп, нужен высокий уровень переключаемости и т.д.
- Новатор – в профессии «повар» можно развиваться, реализовать творческий потенциал, профессия дает возможность расширить кругозор и открыть собственный бизнес.
- Рационалист – профессия востребована, навыки и знания, полученные при освоении профессии могут быть использованы в разных жизненных ситуациях.
После того, как участники сформулируют свои тезисы, происходит общее обсуждение. Затем учащиеся должны будут сами ответить на вопросы:
- Что привлекает меня в профессии «повар»?
- Чем не привлекает меня впрофессия «повар»?
- Есть ли будущее упрофессия «повар»?
- Востребована ли профессия «повар»? и т.п.
3. Завершающая стадия занятия (стадия «Рефлексия»). Цель третьего этапа - обобщение полученного опыта, размышление, рождение новых знаний о профессии, постановка учеником новых целей обучения.
Используемый прием - «Ментальная карта». В рамках этого упражнения информацию о профессии делим на группы. Например, профессия «Повар». Выделенные кластеры (группы, структуры): развитие, возможности, риски (Рис.2).
Рис.2. Ментальная карта профессии «Повар»
4. Дополнительное занятие (стадия «Домашнее задание»). Упражнение для этого этапа - творческий конкурс «Моя будущая профессия». Учащиеся должны презентовать свою будущую профессию в виде образа (сшить, вылепить из пластилина, нарисовать, создать коллаж) и описать созданный образ (написать стихи, эссе, притчу, сказку). По результатам проводится конкурс с выделением призеров. Формат конкурса разрабатывался автором в рамках профориентационной олимпиады и проводился в течении 7 лет между учащимися школ г. Хабаровска.
Конкурс предполагает обмен представлениями о профессии. Используется в качестве домашнего задания. Каждый участник события (это может быть урок) выражает свое отношение к профессии через подготовку творческого задания. Задание формулируется так: расскажи о своей будущей профессии и покажи ее, используй любые возможности и все свои способности.
В результате создается образ, который отражает представления учащихся об избираемой профессии.
Проведение такого события показало, что учащиеся 9 классов предпочитают создавать образ профессии с помощью рисунков, поделок, танцев, песен, стихов (примеры: профессия пожарника была представлена макетом небольшого деревянного домика вокруг которого из бумаги были сделаны языки пламени, профессия туроператора – глобус с флажками тех государств в которых можно побывать в качестве руководителя групп, профессия учителя – куклой, внутри которой зашито сделанное из ткани сердце, бухгалтер – коллаж из множества цифр и связей между ними и т.д.), учащиеся 10-11 предпочитают готовить презентации, писать эссе, притчи и стихи о будущей профессии. Свое домашнее задание каждый участник должен представить на сцене перед другими конкурсантами, после чего дается возможность свободного общения и обсуждения увиденного, а затем награждение победителей. Если нет официального жюри, победителя могут выбрать сами конкурсанты по разным критериям: самое необычное выступление, самое креативное, самое информативное и т.п.
По отзывам учащихся, такое коллективное погружение делает образ профессии более многозначным, разноплановым и объективным. Иногда отношение о профессии меняется кардинально.