Полный текст статьи
Печать

В июле 2013 года автор посетил семинар «Развитие креативного мышления средствами ТРИЗ - педагогики», проводимом А.Ф. Кавтревым. Семинар позволил по новому взглянуть на систему ТРИЗ - педагогики, и мотивировал к активному применению данной образовательной технологии в педагогическом процессе.

Используя полученные на семинаре знания, а так же самостоятельно найденные методические материалы, мы начали активно внедрять ТРИЗ - технологии в собственные учебные занятия по информатики и Икт. Основной целью использования ТРИЗ на уроке стало повышение интереса учащихся  к предмету (информатика и ИКТ), учебному материалу. Основной набор ТРИЗ-технологий, применяемый автором на учебных занятиях, включал игру «Да-нет», учебный мозговой штурм (УМШ), открытые задачи, учить задавать вопросы. Приведем  пример использования данных технологий непосредственно в рамках урока.

Универсальная игра «Да - нет»  или Диалог с компьютером. Преподаватель загадывает число, предмет, понятие. Обучающиеся задают вопросы, на которые педагог отвечает лишь словами «да», «нет», «и да, и нет». Детям необходимо отгадать задуманное. «Да-нет» учит [1]:

-        связывать разрозненные факты в единую картину;

-        систематизировать уже имеющуюся информацию;

-        слушать и слышать соучеников.

С помощью этой игры можно создать ситуацию загадки, интриги, организовать отдых, учить задавать вопросы. После игры проходит обсуждение характера вопросов - какие из них были слабыми, сильными.

На уроках учащимся были даны авторские задачи, относящиеся к той или иной учебной теме. Тем не менее задачи решаются вперемешку с занятиями, посвященными изучению данной теме -это позволяет избежать рутинизации урока, разнообразить занятия.

В качестве примера приводим несколько авторских задач.

Задача 1.

Тема «Основные этапы информационного развития общества».

14 февраля 1876 г. Александр Грэхем Белл (1847-1922) – профессор физиологии органов речи Бостонского университета, запатентовал в США изобретение – телефон. Известно, что он ни разу не позвонил своей жене и теще. Почему? (2)

Ответ. Они были глухими.

Подсказка. Он преподавал физиологию органов речи в Бостонском университете.

Исторический факт. Александр Белл наиболее широко известен якобы изобретением телефона (который, на самом деле, изобрёл Антонио Меуччи, итальянец, подавший заявку на патент своего изобретения в 1871 году, - что признал 11 июня 2002 года Конгресс США в резолюции № 269).

Задача 2.

Тема «Двоичная система счисления».

11 сентября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ № 1034, подготовленный Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, который устанавливает в России новый официальный праздник — «День программиста». День программиста в 2012 году отмечался 12 сентября,  в 2013 году - 13 сентября. А в какой день он будет отмечаться 2014 году и почему?

Ответ. 13 сентября. День программиста отмечается на 256-ый день года (28=256, 8 бит - 1 байт), (для программистов это 255 день года, так как счет начинается с 0). В невисокосный год – 13 сентября, в високосный – 12 сентября.)

Задача 3.

Тема «История вычислительной техники».

Блез Паскаль, великий французский математик и физик, в возрасте 19-и лет создал первую счетную машину «паскалину». Это было механическое устройство в виде ящичка, состоящее из многочисленных шестеренок, связанных одна с другой.  В каком году это было? (3)

Ответ. 1642

Задача 4.

Тема «Кодирование информации».

Что означает стандартный гудок, выдаваемый телефонами Nokia при получении SMS?

Ответ. Код Морзе, означающий «SMS».

Задача 5.

Тема «Компьютерные сети».

Харальд I Гормссон (930-е-1 ноября 986) - король Дании и Норвегии. Какая технология была названа в честь этого короля? (4)

Ответ. В конце XX - начале XXI века была создана беспроводная технология для объединения различных электронных устройств. Она была названа Bluetooth (блютус), переводится как синий зуб, или синезубый. Это связано с деятельностью короля Харальда, который объединил народы на территории современных Дании и Сконе, где и была разработана эта технология.

Подсказка. По распространённой версии из-за тёмного цвета зубов король получил прозвище «Синезубый».

Задача 6.

Первый испытательный полёт ракеты носителя «Ариан 5» состоялся 4 июня 1996 года и был неудачным. Ракета - носитель была подорвана на 34 секунде полёта. Почему? (5)

Ответ. Неисправность в управляющем программном обеспечении, которая считается самой дорогостоящей компьютерной ошибкой в истории.

Каждая задача была проиллюстрирована рисунком или видео материалом.

Другой ТРИЗ-технологией, используемой нами на уроках являлся «Учебный мозговой штурм» (УМШ). Основная задача УМШ – развитие творческого мышления. Учебный мозговой штурм - активная форма работы, которая  вызывает большой интерес обучающихся; дети учатся кратко и четко выражать свои мысли, слушать и слышать других [1].

В рамках учебного курса было проведено несколько УМШ. Первый УМШ был посвящен технике безопасности при работе за компьютером. В качестве «разогрева» обучающимся была дано следующие задание: «Представьте себе: вы закончили техникум. Прошло немного лет, но вы владелец собственной фирмы. Я прихожу устраиваться к вам на работу. Какие обязательства возникают между нами?».

Основным заданием было самостоятельно выработать список правил работы за персональным компьютером. Перед учащимися была поставлена следующая задача: «Итак, Вы работодатель. Перед началом работы инструктируете меня, как работать за компьютером.  Составьте список правил работы за ПК». Данный УМШ проводился в трех группах. В одной из групп инструкция получилась условно под девизом «На работе – работай!», в другой группе – «Сохраняй технику!». Были учащиеся, которые не стали выполнять задание в составе группы, а работали самостоятельно. Некоторую сложность вызвало правило не критиковать товарищей, это получилось не у всех.

Другой учебный мозговой штурм, проводимый нами, был по теме  «Защита информации». В начале урока учащимся не была озвучена тема занятия. Вместо этого педагог продемонстрировал видеоролик, состоящий из изображений людей за компьютером. На их лицах печаль, огорчение, озабоченность, гнев и т.п. При обсуждении с учащимися были сделан вывод, что причиной таких эмоций  могла стать потеря информации. Только после того, как был сформулирован этот вывод, учащимся была представлена тема урока - «Защита информации».

В качестве вступления учащимся предлагалась следующая задача: «У вас компьютер с важной информацией. От чего нужно защищать эту информацию? Ответы, предложенные учащимися в режиме мозгового штурма, фиксировались, а потом обсуждались всей группой. После окончания обсуждения по этой теме, были сформулированы предложения по основной теме занятия «Как защитить информацию?».

Следует отметить, что уроки прошли более интересно и насыщенно, чем традиционно. Материал учащимся был знаком, но его нужно было сформулировать, выбрать главное, озвучить. На безопасность студенты смотрели не только с точки зрения пользователя компьютера, но и с точки зрения ответственного за безопасность (работодателя).

Последней ТРИЗ-технологией, применяемой нами на уроках стало использование открытых задач. Гин А.А. и Кавтрев А.Ф. так описывают открытые задачи:  «Открытые задачи непохожи на обычные школьные задачи. Иногда школьники смотрят на условие открытой задачи и даже не понимают, как к ней подступиться» [6]. Открытая задача отличается от традиционных закрытых школьных задач. Она может иметь неполное условие, которое обучающемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь несколько решений, вероятный (а не точный) ответ.

Нами были самостоятельно составлены открытые задачи, сформулированные на базе практических кейсов, с которыми сталкивались в рамках свой профессиональной деятельности системные администраторов, специалистов в ремонте компьютерной технике и т.д.

Задача 1. «Висящий ноутбук»

К мастеру по ремонту компьютеров пришёл клиент с дорогим ноутбуком, в котором ценные документы и лицензионное программное обеспечение. Клиент чуть не плачет - машина не работает: пятнадцать минут уходит от начала загрузки и до появления рабочего стола и всё в таком же духе и с такой же скоростью. Потом появляется синий «экран смерти». Всё работа закончилась…Как мастер помог клиенту? [7]

Ответ. Мастер из безопасного режима Windows удалил четыре антивируса из пяти (все - лицензионные). Вернул клиенту машину, которая начала показывать нормальную скорость работы и перестала зависать.

Задача 2. «Удаленная перезагрузка»

Лет 15-20 назад в одной удалённой деревне был некий автоматизированный узел, который управлялся компьютером с модемом, подключённым к телефонной линии. Узел находился в запертом помещении,  куда местных, в силу неграмотности, не допускали. Но существовала проблема: иногда компьютер зависал, и для его перезагрузки администратору приходилось ехать в деревню. И тогда администратор нашёл «решение для удалённой перезагрузки» [8].

Ответ: Он просто звонил на электростанцию и те выключали электричество во всей деревне.

При решении открытых задач мы мотивируем учащихся задавать дополнительные вопросы, так называемые «развивающие вопросы». «Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изученном объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало» [1].

Применение техник ТРИЗ–педагогики способствует повышению познавательной мотивации, развитию креативности, дает возможность успешно адаптироваться к жизни в современном мире. Большинство учащихся с интересом решают предлагаемые задачи.

Основой творчества обучающегося является творчество учителя. Если педагогу интересно учить, то ученику интересно учиться.