Образ политической власти в современной России и отношение к ней населения определяется огромным количеством факторов. Среди этих факторов особое место занимает имидж политического лидера. Имидж публичного политика представляет собой сложное образование, включающее рациональные и иррациональные составляющие, реальную основу и её искусственно конструируемую «виртуальную» надстройку. Имидж формируется в системе отношений между субъектом-политиком и его командой и объектом-массовым избирателем с учётом ситуации в стране.
Имидж власти-целенаправленная коррекция образа власти посредством ряда стандартных процедур и, в первую очередь, выборочного, целевого информирования.
Надо отметить, что деятельность по формированию и изменению политического имиджа стала в настоящее время отдельной профессией процветающей отраслью. используя реальные качества политика как субстрат и мобилизуя технические возможности средств массовой информации, профессиональные создатели образов предъявляют избирателю вымышленную фигуру, превращая реального политического деятеля лишь в «иллюзию».
Избиратель фактически имеет дело не с реальным политиком, доступным для непосредственного общения крайне редко, а с его идеальным образом, являющимся продуктом сознательного конструирования. В переходном обществе роль этого идеального имиджа особенно важна, поскольку в условиях нечётко структуированного политического пространства и низкой информированности избирателей имидж к тому же символизирует целую партию и заменяет её политическую программу.
Образ власти как социально-политический конструкт есть выражение отношения к социальным и политическим традициям, нормам и ценностям и формам практической и политической деятельности. Образ власти как выражение данного отношения к социально-политическому бытию включает в себя различные элементы. В их числе социально-политические чувства, социально-политическое общественное мнение, различные социально-политические переживания, ожидания и надежды, а также различные социальные настроения. В спектре элементов образа власти содержатся и такие элементы, которые выражают как негативизм в оценках, так и выражение безразличия и равнодушия. Первые характеризуются в диапазоне от настроений неприятия сложившихся политических реалий или политических идеалов отрицательного отношения к власти вообще в духе анархистских традиций. Выражение политической пассивности, безразличия и равнодушия-тоже образ власти, который может быть связан как с социально-политическими разочарованиями, так и с социально-политическим равнодушием как позицией.
Образ власти как продукт соответствующей эпохи и отражение в массовом повседневном сознании существующей социально-политической реальности имеет двойственную природу.
С одной стороны, образ власти сам является специфической социально-политической реальностью, и в этом плане он объективен, насколько вообще объективным может быть выражение общественного мнения.
Но с другой стороны, образ власти можно и нужно рассматривать как субъективный образ объективной реальности, как выражение социальных чувств, настроений, мнений и оценок. Эти социальные чувства, настроения и мнения принадлежат конкретному социальному субъекту-массовому повседневному сознанию.
Имидж как фактор формирования образа политической элиты обладает следующими свойствами:
- многослойностью (наличием рациональных аспектов восприятия, обусловленных политической культурой и информированностью избирателей, и иррациональных аспектов, основанных на культурно-исторических архетипах);
- многоаспектностью (понятие имиджа включает речевой, стилевой, внешний, бытовой и другие аспекты);
- частичностью (имидж включает лишь черты целостного образа личности, которые имеют отношение к публичной политике, значимы для неё);
- виртуальность (в значительной степени имидж основывается не на реальных свойствах личности, хотя они играют роль субстрата, а на их целенаправленной интерпретации профессиональными создателями политических образов);
- динамичностью (имидж зависит от действий политика и их результатов, от социально-политической ситуации, усилий имиджмейкеров);
- неоднозначностью (имидж одного и того же политика по-разному воспринимается разными социальными группами населения и одной и той же группой в различные моменты времени).
Избиратели воспринимают политический имидж исходя из объективных, коммуникативных, ситуативных и субъективных факторов. Особенно многообразны и значимы субъективные факторы восприятия, характеризующие самих избирателей. Их можно подразделить на две большие группы - социальные и психологические [1].
К социальным характеристикам традиционно относятся: возраст, этническое происхождение, уровень дохода, социальный статус, особенности культурной среды политической социализации. Гендерные паттерны восприятия власти различаются.
К психологическим факторам восприятия политических имиджей относятся особенности социализации личности, её тип, познавательный стиль, структура ценностей и мотивов.
Важную роль в формировании образа власти играет система ценностей индивида. К российским политическим ценностям традиционно относят «государственность» и персонифицированность восприятия власти. Особенностью современного восприятия власти в России является противоречивость политического сознания, наличие в нём взаимоисключающих ориентаций. На уровне индивидуальной психологической установки эта противоречивость ведёт к рассогласованности когнитивной, поведенческой и эмоциональной.
Внутренняя противоречивость психологической структуры субъекта вызывает расхождение в рациональных и иррациональных оценках восприятия политических образов. При этом зачастую бессознательные аспекты восприятия играют более важную роль в формировании образа и последующем электоральном выборе.
Личностный фактор всегда играл важную роль в российской политике, хотя и в различной степени. Тоталитарные лидеры вызывали у граждан страны сильные чувства – от любви до ненависти. В период «застоя» личность лидера отходила на второй план, но тем самым также оказывала сильное «умиротворяющее», стабилизирующее воздействие на политическую ситуацию. С переходом к функционированию общества на демократической основе требования к личностным качествам политиков вновь усилились, поскольку теперь от них в решающей степени зависит успех на выборах.
Надо отметить, что система ценностей избирателей весьма расколота. Это касается избирателей, придерживающихся выраженных политических симпатий. Хотя, на наш взгляд, даже под воздействием имиджмейкеров вряд ли избиратели изменят свои политические симпатии. Однако остаются два важных направления деятельности имиджмейкеров:
- работа с теми избирателями, которые не определили своих политических пристрастий;
- подстройка образов политиков под ту или иную популярную схему, как бы в доказательство того, что данный кандидат отвечает предъявляемым требованиям.
Имидж политического деятеля можно и нужно рассматривать как необходимый компонент образа власти вообще. Имидж политического деятеля – это имплантированный в повседневное массовое сознание стереотипизированный образ политика, который включает в себя следующие компоненты:
- характеристика личности политического деятеля, включая его личную и политическую биографию, семейное положение;
- политическое кредо данного политического деятеля;
- его принадлежность к властным структурам;
- его наиболее яркие и емкие высказывания о его личной политической программе или программе той партии, к которой он принадлежит;
- в имидже-образе задаются яркими красками те черты, которые характеризуют именно этого политического деятеля, что отличает его от других, что составляет его политическую, индивидуально-личностную уникальность и неповторимость;
- при формировании имиджа-образа некоторые выигрышные черты сознательно гипертрофированно преувеличиваются, а возможные недостатки соответственно преуменьшаются;
- имидж-образ политического деятеля задаётся в формате, ориентированном на идеал политика.
При этом в формировании имиджа политического деятеля, в неявной, скрытой форме задаются такие его характеристики, которые наводят потребителя данной информационно-политической продукции на должные политические оценки и выводы. Надо иметь в виду, что имидж политического деятеля всегда формируется осознанно, целенаправленно и он обычно ориентирован на конкретную социально-политическую группу потребителей такой социально-политической продукции. Имидж-образ политического деятеля ситуативен, подвижен, исторически конкретен [2].