Внедрение инновационных образовательных программ предполагает переход образовательного процесса на новые современные электронные, компьютерные, web-ориентированные технологии, системы online-обучения.
Правовые дисциплины – конституционное, аграрное, трудовое, административное право, имеют давнюю историю. Между тем, преподавание данных курсов имеет сегодня определенные сложности и вызывает некоторые затруднения у студентов при усвоении учебного материала. Эти затруднения связаны с несовершенством и отставанием содержания учебного материала от реалий законодательного регулирования. Право – весьма динамичная наука, имеющая своим предметом совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере. Это обусловлено не только тем, что меняется законодательство. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда, содержание учебников выходит за рамки учебных пособий, появляются новые нормы права и модели поведения людей, но и тем, что изменяются подходы ученых к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.
Например, при изучении курса «Административное право» необходимо знакомство студентов с таким документом, как Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. Указа Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данный Указ резко изменил не только ранее сложившуюся систему органов исполнительной власти, упразднив одни и создав другие органы федеральной исполнительной власти, но и их компетенцию, взаимоотношения между ними. На основе этого документа были приняты и продолжают приниматься новые нормативные акты, определяющие правовой статус и компетенцию федеральных министерств, служб и агентств. Естественно, ни один самый современный учебник таких изменений отразить не в состоянии.
Для успешного преподавания любого курса правоведения требуется значительная предварительная работа педагога по отслеживанию изменений в правовых отраслях, соответствующая переработка лекций, планов семинарских занятий и других учебно-методических материалов. Использование мультимедийных технологий при презентации лекционного курса помогает студентам усваивать материал гораздо быстрее, чем при традиционной подаче материала. А это чаще всего ведет к повышению качества преподаваемой дисциплины.
По определению Ф.В. Шарипова, «мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, звука, видео, графики, анимации и т. д. (мульти – много, медиа – средства)» [1, c. 129]. В практике современного преподавания основным средством при создании мультимедиа стала программа Презентация PowerPoint, встроенная в базовый пакет любого программного обеспечения для персонального компьютера. Как отмечает М.Н. Крылова, «процесс создания презентации в PowerPoint так же прост, как и набор текста во всем известной программе Word, а возможности поистине безграничны» [2, с. 32]. По словам Ф.В. Шарипова, «возрастает скорость передачи информации за счёт высокой информационной плотности мультимедиасреды» [1, c. 129]. В этих условиях преподавателю права необходимо включиться в новый процесс передачи информации, освоить его современные тенденции.
При преподавании права в мультимедийную презентацию можно включать разнообразную актуальную и даже редкую информацию: выдержки из нормативной базы, иллюстрации фрагментов правонарушений, схемы, таблицы, иллюстративный аудио- и видеоматериал. Сноски на статьи того или иного закона позволяют студентам самостоятельно изучать и обрабатывать информацию. Мультимедиа стало действенным инструментом повышения эффективности преподавания правовых дисциплин.
Что касается практических и семинарских занятий, то мультимедийная презентация позволяет организовать на них такой вид работы, как анализ процессуальных казусов. При решении казусов студент вырабатывает юридическое мировоззрение, то есть способность видеть тот или иной факт (случай) сквозь призму права. Смысл решения казусов – усвоить привычку соединять свои теоретические познания с конкретными случаями действительной жизни. Речь идет о том, чтобы ознакомить студента с законодательным материалом. Сталкиваясь с задачей, студент, прежде всего, должен определить, в чем она состоит, уточнить свою позицию, выяснить, что следует решить и есть ли в этом необходимость. Ситуации желательно предоставлять таким образом, чтобы студент мог самостоятельно определить, что «дано» и что «требуется доказать». Задача может иметь несколько вариантов решения, в равной степени близких к оптимальному и приемлемых в описанных обстоятельствах. На этом базируется заключительная дискуссия, в которой сравниваются различные варианты решения. Обсуждение вариантов решения одного и того же казуса существенно углубляет опыт студентов: каждый может ознакомиться с их разнообразием, выслушать и взвесить множество оценок, дополнений и изменений. Это в известной степени способствует приобретению жизненного опыта. Письменное решение казусов служит одним из доказательств самостоятельной работы студента. В практике преподавания таких дисциплин, как «Трудовое право» и «Административное право», метод анализа конкретных ситуаций (решения казусов) стимулирует обращение студентов к источникам права, консультациям и усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы. Указанный метод закрепляет сведения, получаемые на лекциях, и дает примеры практического использования новых идей и знаний, тактику отдельных приемов в правовой практике. На практических и семинарских занятиях использование мультимедиа – один из способов учебной игры, о которой мы уже писали ранее [3].
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих студентов к творческой деятельности, можно предложить им самим создать презентации. Здесь каждый из студентов имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала и дизайна слайдов. Кроме того, он может использовать все возможные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным. Как отмечает Н.А. Баранова, «использование компьютера в учебном процессе – требование реальности, неизбежность, вызванная информационно-технологической грамотностью современных учащихся» [4, с. 16], а преподаватель должен соответствовать требованиям студентов, не уступать им в процессе освоения компьютерных технологий обучения.
Готовя мультимедийные презентации для занятий разных типов, педагогу не следует забывать, что «в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными» [5, c. 12]. Слово педагога, живое общение и взаимодействие – основа интерактивности преподавания.
В заключение хотелось отметить, что применение в практике преподавания правовых дисциплин интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности студентов, следовательно, и эффективности обучения. Даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.