Полный текст статьи
Печать

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса, суть его в том, что в учебное заведение приходят не просто учащиеся, а личности со своим миром чувств и переживаний. Педагог должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый учащийся чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Как отмечают Н.В. Бордовская, А.А. Реан, «в рамках «человеко-ориентированной» (антропологической) парадигмы человек является непреходящей ценностью. Поэтому в процессе воспитания и образования учитываются интересы и индивидуальные особенности как ребёнка и родителей ученика, так и педагога» [1, c. 31]. Именно личность обучающегося и личность педагога – главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

В условиях перехода современной системы начального профессионального образования (НПО) к обучению по новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) развитие личности обучающегося становится всё более актуальным, даже приоритетным, так как именно субъект-субъектная парадигма становится ядром обучения на основании компетентностного подхода, заявленного и разработанного во ФГОС.

Эффективность практической работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, наставник определяет методы и формы воздействия на личность каждого учащегося. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.

Центральным моментом, который определяет направление поиска условий личностно-развивающего обучения, является требование изменить преимущественно информационную концепцию образования на практико-ориентированную, когда целеполагание и построение учебного процесса обеспечивает развитие прочных умений и навыков, необходимых для квалифицированного, конкурентоспособного и профессионально-мобильного работника.

Принципиальным отличием профессионального образования от общеобразовательной школы является одновременное овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими навыками труда. Причем в системе начального профессионального образования практическая подготовка занимает более половины учебного времени. (Для сравнения, в среднем профессиональном образовании – около 10 %, в высшем – еще меньше). Практическая подготовка осуществляется в форме лабораторно-практических занятий и практического (производственного) обучения. Все это требует иных теоретических оснований, типологии и характеристик образовательных и педагогических технологий, гарантирующих эффективность обучения.

Необходима замена преимущественно информационного характера обучения на практико-ориентированное, нацеленность образовательных технологий на развитие компетенций квалифицированного рабочего.

По мнению Н.Н. Михайловой, в начальном профессиональном образовании необходимо «проектирование и внедрение соответствующих образовательных технологий, основанных на личностно-развивающей парадигме, как необходимого условия формирования самых разнообразных связей между субъектами образования» [2, c. 4]. В рамках личностно-развивающего обучения как самостоятельные технологии выделяются:

–     разноуровневое обучение;

–     обучение в сотрудничестве;

–     коллективное взаимообучение;

–     метод проектов;

–     модульное обучение;

–     гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили и др.

Все эти технологии ориентированы на развитие личности обучающегося и должны найти своё применение в начальном профессиональном образовании, в частности, в его практической составляющей. Причём использование их должно быть таким, чтобы в образовательном учреждении формировалась «развивающая образовательная среда» [3, с. 311]. Дадим краткую характеристику каждой из технологий.

Технологияразноуровневого обучения основывается, прежде всего, на времени, необходимом обучающемуся для усвоения учебного материала. Основным понятием данной технологии является дифференциация обучения. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если, по словам М.Н. Скаткина, «в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся» [4, c. 34]. Большинство учащихся образовательного учреждения НПО (около 90 %) – это учащиеся, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени. Установлено, что если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы.

Обучение в сотрудничестве. В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Для организации работы в малых группах необходимы общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Е.С. Полат отмечает, что «обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам» [5, c. 27]. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, помогать друг другу. Чаще всего они становятся друзьями.

Коллективное взаимообучение. Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному. Эта форма оживляет занятие, делает учащихся активными действующими лицами учебного процесса. Взаимообучение имеет черты ролевой игры: учащиеся могут сами на какое-то время стать преподавателями. Для этого можно поручить им приготовить презентацию с обучающим материалом. Важно акцентировать внимание на правильной подготовке и введении в обучение презентации [6].

Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся творческих практических заданий. Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности. Е.С. Полат считает, что «в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» [5, c. 67].

Модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки – модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными (по выбору учащегося). Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости по результатам изучения каждого модуля.

Технология, требующая отдельного внимания, – гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Основными средствами педагогического процесса в концепции Ш.А. Амонашвили выступают разносторонняя деятельность учащихся и общение, которые несут им повседневную радость, предоставляют свободный выбор, возможность сотрудничества, творчества [7].

Использование названных технологий личностно-развивающего обучения создают условия для формирования ситуационно-поискового механизма обучения. Именно такой механизм должен выступать как психолого-педагогическая основа построения и функционирования профессионального образования. Он отражает способ организации факторов образования и реализации закономерностей обучения и усвоения знаний, создающих условия для развития личности: самостоятельности, рефлексивности, ответственности, креативности, образованности. Центральной характеристикой ситуационно-поискового механизма обучения является «ситуация развития личности», по определению В.В. Серикова [8, c. 15]. Суть механизма заключается в том, что обучение не является объяснительно-репродуктивным, не представляет собой формальную организацию предметной деятельности учащихся, принуждение и воздействие, а предполагает включение учащихся в последовательность развивающихся личностно ориентированных ситуаций, учебных по сути, но преподнесенных в форме жизненных ситуаций, представляющих смысл их познания для учащегося и потому направляющих его на самостоятельный поиск информации, исследования для решения  задач, поставленных педагогом. Ситуации создают условия для проявления самостоятельности, рефлексии, свободы в пространстве связей и отношений учащихся и педагога, противоречивых мнений, суждений, являющихся источниками развития.

Механизм показывает, как активизируются потребностно-мотивационная, эмоциональная, ценностная, рефлексивная, волевая, познавательная сферы личности, как совершаются новообразования. Совокупная целостность педагогических и психологических ситуаций превращается в ситуацию саморазвития учащегося:

–ситуация мотивационно-смысловая, связанная с «донаучным» личностным опытом впечатлений, переживаний, потрясений от «встречи» с природными явлениями, процессами в человеческом организме, явившимися событием для ученика, с использованием учебного опыта естественнонаучных дисциплин, раскрывающего диалектическую взаимосвязь физических, биологических, химических явлений, процессов и законов природы;

– ситуация переживания кризиса компетентности, дефицита знаний, спонтанно рождающая информационный запрос, потребность в самостоятельном познании;

– ситуация личностной самоорганизации и волевого усилия при вхождении в учебную деятельность, предмет активности которой отражается в сознании как самостоятельно избранная цель;

– ситуация «открытия» свойств, признаков изучаемых явлений в собственных исследовательских опытах;

– ситуация самореализации, удовлетворения социально-психологических мотивов в признании другими, самосовершенствования в совместной групповой деятельности;

– ситуация осмысления изучаемого предметного содержания и формирования рефлексивно-критического отношения к нему в «диалогической со-бытийной общности»;

– ситуация включения в творческий процесс усвоения знаний, осознания ценности, значимости учения;

– ситуация рефлексии собственного продвижения по пути становления образовательной компетентности.

Hазработанный механизм обучения раскрывает динамику ситуаций, ведущую к ситуации саморазвития учащегося, когда знания, усвоенные на уровне внутренней установки и убеждений, превращаются в предмет творческого практического преобразования (проекты, модели, установки для опытов, рефераты).

Таким образом, личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности учащегося, развития его неповторимой индивидуальности.

В то же время многими современными учёными, например, Н.Н. Михайловой, отмечается «ограниченный адаптационный потенциал личностно-ориентированной парадигмы к условиям начального профессионального образования» [2, c. 20]. Именно личностно-развивающая парадигма образования обеспечит не только эффект усвоения знаний, но и перевод их в умения, навыки в процессе профессионального обучения.

Развитие теории профессионального образования в условиях перехода к ФГОС нового поколения предполагает «создание новой педагогики», обеспечивающей высокое качество профессиональной подготовки, соответствующей требованиям работодателей, способствующей формированию социальной зрелости и развитию личности обучающихся.

По нашему мнению, именно последовательное и адаптированное введение в систему НПО технологий, основанных на личностно-ориентированной парадигме образования, позволит готовить специалиста нового поколения, специалиста, обладающего компетенциями и, в перспективе, – компетентностью.