Полный текст статьи
Печать

Сектантство (лат. secta – учение, от sequor – следую) как социальное явление неразрывно связано с историей возникновения и развития человеческого сообщества, существует в различных социально-политических, экономических условиях на протяжении длительного периода развития социума. Изначально сектантство зародилось как форма социального протеста против жестких ограничений традиционных религиозных учений: в сектантских традициях, как правило, богослужение менее формализовано и более эмоционально, в связи с отсутствием бюрократической организации. ВОследствии это явление связывается с особенностями экономического развития, классовым и имущественным расслоением общества. Неслучайно его всплески приходятся на периоды экономических и социальных кризисов, в периоды, когда люди находятся в состоянии стресса и неуверенности в своем будущем они более подвержены влияниям извне, ищут поддержки и становятся более уязвимыми и зависимыми от внешних обстоятельств.

В России активное распространение сектантства началось с 90-х годов XX века в период смены формации государства: в страну хлынула волна миссионеров, проповедников, вербовщиков из-за рубежа. По мнению социолога М.Н. Дзяпшипа именно в этот период новые нетрадиционные религиозные течения и организации получили много возможностей для своего распространения. При этом иностранные сектанты-миссионеры появились в стране с уже созданной, отлаженной организацией, готовыми методами работы и хорошо обеспеченными материально [1]. Широкая пропаганда разнообразных восточных верований или их фрагментов, паранаучные идеологии, распространение целительства способствовали формированию толерантного отношения со стороны общества и государства к деятельности сект и культов. Сектантство приобрело невиданный размах, нанося существенный урон гражданам и государству.

Сектантство выражается в деятельности сект. Несмотря на то, что «секта» – устоявшийся термин, у него нет общепринятой трактовки.

Одно из первых научных определений данного понятия предложил М. Вебер еще в начале XX века. Он определял секту как небольшое свободное объединение добровольно вошедших в него индивидов, поддерживающих высокий уровень взаимной сплоченности и нравственной дисциплины, характеризующееся равноправием внутри группы, наличием испытательного срока при приеме в члены, особым ощущением собственной избранности, скепсисом по отношению к богословию церкви, а также своеобразным «кастовым высокомерием» ее адептов [2].

Современные определения в целом созвучны с определением Вебера. Так, например, Большой энциклопедический словарь определяет секту как религиозную группу, общину, отколовшуюся от господствующей церкви; группу лиц, замкнувшихся в своих узких интересах [3, С. 1189]. В Социологическом словаре дается следующее определение: «Секта – небольшая добровольная закрытая религиозная группа, требующая от своих последователей полного подчинения и подчеркивающая свое отделение от общества и отвержение его» [4, С. 414].

Обобщив существующие определения и признаки, секту можно охарактеризовать как иерархически организованную группу людей, во главе с лидером («гуру», «учителем», «воплощением Бога» и проч.), окруженным небольшим количеством приближенных («апостолами», «последователями») и более многочисленной группой посвященных и неофитов, оппозиционно настроенную к традиционным мировым религиям и светскому обществу, закрытую для окружающего большинства, транслирующую специфические идеи и ценности (нередко противоречащие общепринятым).

Отличительную черту сект – отвержение окружающего мира – впервые выделил Б. Джонсон (1963 г.). По его мнению, проблемы, конфликты, напряженность между религиозной организацией и обществом свидетельствуют о ее сектантском характере [5]. Вторым отличительным признаком можно считать скрытный (закрытый от внешнего мира) характер деятельности.

Несмотря на то, что некоторые культовые образования способны мирно уживаться с обществом (например, неоязычники, виссарионовцы, хлысты и др.), большинство из них вызывающе антисоциальны.

Интересно, что Л.М. Куликов в учебном пособии «Основы социологии и политологии» определяет секту как объединение людей, придерживающихся особой религиозной веры, а в более широком смысле – любую группу людей, объединенных общей идеей или духовным лидером [6, С. 184]. То есть, в основе создания секты не обязательно заложены религиозные основы, поэтому их бывает сложно распознать. Особую опасность представляют деструктивные организации, представляющие собой крайнюю форму тоталитарной (лат. totus – весь, целый; полный контроль всех сторон жизни) секты, причиняющие физический, психологический или материальный вред своим адептам и обществу. Деструкция проявляется в полной зависимости человека от секты и/или ее лидера, в потере критического мышления.

Тоталитарные секты многолики, они осваивают смежные сферы деятельности, маскируются (мимикрируют) под социально приемлемые виды деятельности – выступают в роли медицинских и реабилитационных центров, психологических и образовательных организаций, организаций сетевого маркетинга и бизнес-организаций, скрывая свою истинную сущность, обманом вовлекая граждан. Так, например, в деревне Рогаткино Ивановской области под руководством А.А. Шевцова действовала реальная деструктивная секта под видом Автономной некоммерческой организации «Музей народного быта», в которой процветало физическое насилие и избиение детей в присутствии их родителей.

В действующем российском законодательстве отсутствует понятие «секта». Принятый в 1997 году закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября мало способствовал нормализации религиозной обстановки и не привел к серьезному пресечению деятельности сект деструктивной направленности.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют около 80 крупных сект, имеющих филиалы в различных регионах страны, и несколько тысяч более мелких сект (точную цифру назвать невозможно). Помимо этого, появляются все новые культовые образования квазирелигиозных объединений тоталитарного толка, а также организации, тщательно маскирующие свою сектантскую сущность.

Таким образом, на современном этапе развития российского общества актуализируется не только вопрос неконтролируемого распространения сект, неорелигиозных и псевдорелигиозных движений, но, в первую очередь, вопросы, связанные с их деструктивным влиянием, как на конкретных людей (адептов сект и их близких), так и общество в целом. Проблема сектантства выходит за рамки угрозы личности и здоровью граждан и превращается в один из значимых факторов угрозы обществу и государству, поскольку подрывает его устои.

Упомянутые угрозы условно (поскольку они взаимосвязаны и коррелируют друг с другом) можно подразделить на три основные группы: 1) коррупционная деятельность религиозных и квазирелигиозных объединений; 2) деятельность радикальных религиозных организаций, связанная с экстремизмом; 3) деятельность, наносящая физический, психологический или материальный вред своим адептам и обществу.

Ярким примером коррупционной деятельности сект является следующий факт. 11 апреля 1990 года в Москву прибывает важный государственный гость – Мун Сон Мен – Глава корейской организации «Церковь объединения». Его встречает Президент СССР М.С. Горбачев. Буквально на следующий день в СМИ появляется информация о том, что Р.М. Горбачева получила в подарок от гостя чек на 100 тыс. долларов США. После чего гостю позволяют посетить Успенский собор Московского Кремля, где он совершает церемонию освящения по своему обряду. Еще через некоторое время Министерство юстиции РФ официально регистрирует движение Муна, после чего все формальные преграды исчезают, и в России появляется авторитарная организация с центром в Москве и с сотнями отделений по всей стране. Церковь Муна помимо самой религиозной организации включала в себя более 200 так называемых «проектов», которые по названию можно принять за политические, научные, культурные организации, а также общественные объединения.

В числе приоритетных направлений деятельности мунитов была сфера образования. В ноябре 1992 года в Крыму состоялись семинары на тему «Духовное обновление и школьное образование в России». После этого Международным фондом образования был подготовлен и выпущен учебник по основам нравственного воспитания «Мой мир и я». С сентября 1993 года этот учебник использовался для преподавания в более чем 2 тыс. российских школах. В сентябре 1994 года была выпущена вторая часть книги – «Путь к любви». В 1994 году, Министерство образования и науки РФ предоставляла Церкви объединения беспрепятственный доступ в общеобразовательные школы. В 2006 году общественный резонанс вызвала программа Первого канала «Специальное расследование: Орден Муна», в которой было представлено расследование деятельности организации, пытающейся проникнуть во властные сферы российского общества – отраслевые министерства, Совет Федерации, с целью лоббирования своих интересов.

Согласно Ст. 14 Конституции РФ, Россия – светское государство, где религии равны перед законом и отделены от государства. Чтобы обойти запрет на религиозную деятельность в светских организациях муниты маскировались под общественные объединения.

Сегодня данная секта продолжает функционировать, но уже менее активно, одним из основных направлений ее деятельности по-прежнему является работа с молодежью.

Не брезгуют противозаконными методами и саентологи: в своей деятельности они реализуют двоякую задачу – вовлекают в свои ряды новых членов и при помощи прямого подкупа и шантажа образуют вокруг себя «серую зону» – атмосферу доброжелательности и зависимости от них. Чем больше вовлечено в секту граждан и «сочувствующих» тем сильнее влияние секты на «свободное» волеизъявление граждан. Неслучайно во многих развитых странах деятельность саентологов находится под запретом. Например, во Франции с 2001 года действует закон против сектантов и манипуляторов сознанием, на основании которого уголовным преступлением считается обман человека в состоянии психологической или физической зависимости в результате серьезного или продолжительного давления, или методов, которые могут изменить суждение человека. Данный закон объединяет понятия «мошенничество» и «злоупотребление состоянием бессилия» (суггестивное воздействие на уязвимых людей). Благодаря упомянутому закону в 2007 году были осуждены 7 саентологических лидеров.

Еще до массового распространения сект в России – в конце 80-х годов XX века – известный советский и российский религиовед, социолог и философ религии, исследователь нетрадиционных религий и культов Е.Г. Балагушкин предупреждал о том, что сложившаяся на тот момент ситуация «обеспечила возможность легализации самых реакционных и даже изуверских организаций религиозно-фанатического типа» [7, С. 78], подчеркивая тем самым, что деятельность сект может носить выраженный экстремистский характер, поскольку для сектантов характерны религиозный фанатизм, проповедь аскетизма и отказа от общепринятой идеологии, психология избранничества. В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.11.2014 г. № Пр-2753, экстремистская деятельность религиозных и иных организаций и структур признана одним из источников угроз национальной безопасности.

Религиозный экстремизм (лат. extremus – крайний) проявляется в стремление к переустройству мира на почве радикальных религиозных убеждений, в отрицании и подрыве сформировавшейся системы традиционных ценностей, в нарушении конституционных прав человека. Он основан на насилии, физической жестокости, подавлении личности человека (зачастую с применением психоактивных веществ), в сочетании с демагогией. Проявляется в распространении литературы, видео-аудиопродуктов, пропагандирующих идеи экстремизма; использовании сети Интернет для распространения информации экстремистского содержания; финансовой поддержке лиц и организаций экстремистской направленности; создании неформальных молодежных объединений экстремистской направленности; организации различных курсов экстремистского характера; создании учреждений финансируемых на пожертвования и из средств госбюджета по благотворительным и общественным программам; создании и функционировании разнообразных центров основанных на шаманизме, магии, гадании, лечении нетрадиционными методами и др. Религиозный экстремизм наносит существенный урон физическому, психическому и социальному здоровью граждан и развитию общества.

Приведем несколько примеров. С 12 августа 2011 по 21 марта 2012 года в г. Томске прошел судебный процесс о признании экстремистским материалом главного канонического текста кришнаитов «Бхагавад-гита как она есть» – русскоязычной версии комментированного перевода священного индуистского текста «Бхагавад-гита». Процесс имел мировой резонанс – в Индии прошли антироссийские демонстрации, некоторые из которых сопровождались сожжением российского флага. Разразился политический скандал, индийские политики призвали правительство «защитить права последователей индуизма в России» и «потребовать у России объяснений по этому вопросу», это негативно отразилось на дипломатических и торговых отношениях Индии и России [8].

В 2013 году в поле зрения правоохранительных органов Ростова-на-Дону попала организация под названием «Союз Сотворцов Святой Руси». На рассмотрение экспертам Южного регионального Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РФ поступили четыре книги «Откровения людям нового века» за авторством лидера секты Л.И. Маслова, в которых специалисты усмотрели признаки религиозного экстремизма – высказывания, способные унизить достоинство человека по принципу отношения к религии и национальной принадлежности, пропаганда исключительности, превосходства человека по признаку его религиозной/национальной принадлежности [9].

По результатам многочисленных комплексных психолого-лингвистических религиоведческих экспертиз специалисты правоохранительных органов России признали печатные материалы тоталитарной деструктивной секты «Свидетелей Иеговы» экстремистскими. Комплексное экспертное заключение показало, что в литературе и документах секты содержатся признаки: 1) разжигания религиозной розни в форме подрыва уважения и формирования неприязни к другим религиям, 2) посягательства на такие права и свободы граждан, как право на жизнь, здоровье и соответствующее медицинское обслуживание, право на отдых, а также на свободу времяпрепровождения [10].

Широкую огласку получили случаи, когда родители – последователи секты отказывались от проведения необходимых медицинских манипуляций в отношении ребенка и это приводило к его гибели.

По данным психологов у 93% бывших членов неопятидесятнических сект наблюдаются стойкие нарушения психики, а 25% заканчивают жизнь суицидом.

Основной задачей органов власти является защита конституционных прав граждан (право на жизнь, здоровье, право на семью и проч.), включая защиту от организаций нарушающих эти права.

Естественно, далеко не все граждане попадают в секты. По данным психологов лишь около 20% взрослого населения обладают повышенной внушаемостью. Как отмечает исследователь современного религиозного сектантства, видный деятель антисектантского движения в России А.Л. Дворкин, существует два критических периода в жизни человека, когда он наиболее подвержен влиянию: 1-й – окончание школьной жизни и переход к взрослой (начало учебы в ВУЗе, работы); 2-й – предпенсионный возраст и выход на пенсию – периоды когда полностью меняется весь уклад жизни человека. Плюс ряд стрессовых ситуаций – потеря работы, болезни, потеря близких и др. [11]. Для вовлечения в секту требуется два условия: 1) чтобы предложение соответствовало потребностям человека (например, приглашение на бесплатные курсы английского языка, к целителю, на интересную высокооплачиваемую работу, лекторий по «Древнему философскому наследию», курсы ведической кулинарии и проч.); 2) чтобы человек был в нужном состоянии или отличался повышенной внушаемостью. Таким образом, при определенных условиях в секту может попасть любой человек. У сектоведов есть поговорка: «У каждого человека есть свой гуру, и Ваше счастье, если Вы его никогда не встретите». За каждым вовлечением человека в секту всегда стоит трагедия: распад семьи, психологическая травма и в 99% случаев потеря имущества. Далеко не все из пострадавших обращаются за помощью (по некоторым данным около 1% от пострадавших), чаще тревогу бьют родственники вовлеченных.

Несмотря на то, что секты ориентированы на социально активное население, способное приносить им прибыль (материальное рабство), они посредством взрослых получают в качестве адептов и их детей (в большинстве деструктивных тоталтарных сект присутствует физическое и сексуальное насилие над детьми). И если взрослые вовлекаются в секту «добровольно», то у детей подчас выбора не остается – они становятся заложниками ситуации. В силу своих возрастных и социальных характеристик, несовершеннолетние являются наиболее уязвимой группой – помимо серьезной опасности для жизни и физического здоровья в сектах существует реальная угроза для несформировавшейся детской психики и нравственного здоровья.

Защита интересов несовершеннолетних граждан является основной обязанностью не только семьи, но и государства. В соответствии с действующим российским законодательством родители вправе воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными представлениями, в том числе в духе своей веры. Ст. 30 Конституции РФ гласит, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, но зачастую в секту детей приводят родители, и несовершеннолетние автоматически лишаются возможности воспользоваться этим правом. Сколько детей стали жертвами подобных организаций сегодня сказать не может никто.

Распространение сект в современной России неоднородно и имеет выраженные региональные различия. Помимо крупных прозападных, ориентированных на регионы и города с развитой промышленностью (особенно военной), и псевдоиндуистских сект появляются новые из ближнего зарубежья и доморощенные секты. Территориальные органы государственной власти и местная (муниципальная) власть должны мониторить ситуацию с сектами в территориях с целью профилактики и недопущения их деструктивного влияния.

Региональная религиозность Оренбуржья имеет такие особенности, как традиционность, этноконфессиональную и конфессионально-этническую окраску религиозного сознания, маргинальность, толерантность, поликонфессионализм. На региональном уровне религиозная традиция глубже проникает в различные сферы жизни человека (особенно бытовую), чем в центральных, более динамичных районах. Сложный полиэтнический (более 80 национальностей) и поликонфессиональный состав Оренбургской области выдвигает проблему поиска путей гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, направленных на достижение согласия, сохранение целостности региона. Геополитическое положение Оренбургской области – на стыке Европы и Азии, предопределяет наличие специфических интересов каждой из конфессиональных групп.

По данным Прокуратуры, на сегодняшний день в области зарегистрированы 421 религиозная организация и 2 630 некоммерческих организаций. За последние два года их количество возросло на 1,63%. При этом число зарегистрированных религиозных организаций увеличилось более чем на 3%. По конфессиональной принадлежности 248 из них относятся к русской православной церкви, 102 – мусульманских, 46 – протестантских, 7 – старообрядческих, 5 – римско-католических, 2 – иудейских, 3 – лютеранских, 5 – Свидетели Иеговы (насчитывает около 5 тысяч приверженцев), 4 – меннониты, 1 – мормоны.

В список официально зарегистрированных конфессий входят также баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др.

В Оренбуржье функционирует около 180 незарегистрированных групп, как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений. Из нетрадиционных – их 28 – наиболее активны саентологи, помимо которых представлены ивановцы, кришнаиты, язычники, арийцы, Ошо, толкиенисты, рэйки. Некоторые из общественных и религиозных организаций нетрадиционных направлений сектоведы относят к разряду деструктивных.

В 2012 году в Оренбургской области правоохранительными органами пресечена деятельность сторонников международного религиозного объединения «Джамаат Таблиг». Сейчас ведется профилактическая работа по противодействию распространению радикальных религиозных идей.

В 2013 году, пресечена деятельность секты Вячеслава Веснина, действовавшая на территории г. Оренбурга более 19 лет. Секта была образована в 1992 году под видом психологической организации «Центр самосовершенствования», в 2002 году была зарегистрирована как общественная организация. В 2009 году попала в поле зрения правоохранительных органов. Целью Центра было не много ни мало – разрушение общества! В секте реформировалось сознание последователей: поощрялись ненормативная лексика и асоциальное поведение, дискредитировался институт семьи и брака, пропагандировалась безудержная сексуальная свобода («Люби себя и делай все, что хочешь»), проводились динамические медитации (оргии) в присутствие несовершеннолетних, а подчас и с их участием (пропаганда педофилии), развращалось сознание адептов. За время существования секты через нее прошло более 800 человек. Обращает на себя внимание тот факт, что многие «мероприятия» секты проводились в ДК «Строитель». На момент прекращения ее деятельности было задержано более 200 человек. 14 несовершеннолетних, вовлеченных в секту родителями, проходят курс реабилитации. Руководитель секты получил реальный тюремный срок, но многие из его последователей остались на свободе. В настоящее время правоохранительными органами осуществляется контроль за самыми рьяными последователями с целью предотвращения возобновления деятельности секты.

Летом 2015 года на территории области пресечена деятельность оккультно-мистической организации псевдорелигиозного толка «Ата Жолы» (в переводе на русский – «Путь Предков»). Несколько лет назад ее в Оренбуржье создала уроженка Казахстана Жумагыз Кичеганова. В упомянутом государстве деятельность этой секты была запрещена «как подрывающая безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью человека» еще в 2009 году (так же, как и ее дочерняя организация «Орда» в Башкортостане). В нашем регионе эта организация имела целую сеть ячеек со строгой иерархической внутренней структурой. Основу деятельности лидеров секты составляло получение материальной выгоды путем организации платных групповых паломнических поездок по псевдосвятым местам на территорию Казахстана. Практика «Ата Жолы» была направлена на изменение сознания вовлеченных и контроль за ними, что в конечном итоге приводило к возникновению у них психических и соматических заболеваний. За время функционирования «Ата Жолы» в деятельность деструктивной организации вовлечено свыше 1 тыс. адептов, которые приводили на обряды своих детей. Под воздействием деструктивной идеологии адепты стали отказываться от своевременной медицинской помощи, прекратили общение с неразделяющими их взгляды родственниками, распалось множество семей, по оперативным данным для изменения сознания адептов (общения с духами предков) использовались психотропные вещества. В секте их давали даже маленьким детям.

С 2010 года в Оренбурге при храме Казанской Иконы Божией Матери в поселке Берды работает Центр по проблемам сект. По данным Центра по проблемам сект Оренбургской епархии 20,6% населения считают себя пострадавшими от деятельности сект или иных религиозных движений, культов; у 26,5% пострадали близкие; 14,7% сами являются адептами. По словам руководителя Центра отца Артемия (Шатова), за 5 лет реабилитацию здесь прошли более 100 человек. Самому молодому было 11 лет. Его родители, примкнувшие к секте, вовлекли и сына. Тревогу забил дедушка ребенка. Сначала обратившегося батюшка консультирует сам. Если нужна дополнительная помощь, привлекает медиков и психологов. По словам специалистов, человеку, год пробывшему в секте, особенно деструктивной, требуется от 3 до 5 лет реабилитации.

На основании вышесказанного можно сформулировать несколько задач, стоящих перед властью:

1)  Информационная задача: сформировать общественную среду, которая могла бы осуществлять максимальное информирование населения о том, что такое секта, о признаках сектантской деятельности, о ее опасности для человека, об алгоритме помощи, человеку, попавшему в секту.

Проблема заключается в том, что данные о сектах часто замалчиваются (либо разрозненны), имеют противоречивый характер. Кроме того, недостаточно экспертов в этой сфере.

2)  Профилактическая задача:недопущение использования государственных/муниципальных учреждений (образования, здравоохранения, культуры) для проведения любых видов деятельности деструктивных сект.

Это довольно сложно реализуемая задача, поскольку требует высокого уровня подготовки руководителей соответствующих структур. Как было отмечено выше, секты могут маскировать свою сущность и необходимо иметь определенный навык для их определения.

3)  Организационно-нормативная задача:совершенствовать законодательство в сфере противодействия сектам (в частности в рамках Программ противодействия терроризму, политическому и религиозному экстремизму), а также всецело оказывать правовую помощь гражданам, когда имеет место нарушение их прав.

Организаторов сект бывает очень сложно привлечь к ответственности в силу специфики их деятельности и «добровольного» характера участия адептов, сокрытия фактов, а иногда и явных психических расстройств.

Реализация поставленных задач невозможна без организации эффективного взаимодействия. На уровне образовательных учреждений проблема реализуема проектирования индивидуальных образовательных маршрутов (В.М. Гребенниковва, С.с. Игнатович) [12].

Взаимодействие в данном случае проявляется в согласовании целенаправленных действий органов власти и общественности, направленных на достижение общих целей. Организуется и осуществляется между субъектами по задачам, направлениям и времени действия. Оно может строиться на основе взаимных обязательств сторон в их совместной деятельности, которые могут быть формальными, то есть официально закрепленными соответствующими нормативными актами, и неофициальными, устанавливаемыми на основе межличностных отношений участников решения общих задач. По своему характеру взаимодействия может быть информационным (обмен информацией), методическим (взаимные консультации при выборе и согласовании методов решения совместных задач), функциональным (планирование мероприятий, совместное выполнение тех или иных функций), организационным (установление регламентов, нормативов). Основными формами взаимодействия являются: обмен информацией; совместное планирование и осуществление различных мероприятий и операций; совместная разработка нормативных актов и программ, регулирующих функции взаимодействующих сторон в сфере их деятельности; совместная работа по предотвращению и нивелированию причин и условий, распространения сект и их негативного влияния.

Основными направлениями взаимодействия власти и общества, на наш взгляд, являются: 1) взаимное информирование; 2) согласование форм и методов деятельности; 3) разработка и реализация совместных программ; 4) объединение усилий по противодействию вовлечения в секты несовершеннолетних; 5) создание программ профессиональной подготовки и переподготовки управляющих кадров по вопросам противодействия сектам [13].

Необходимо развитие активного грамотного гражданского общества, неравнодушного, знающего свои права и обязанности.

В настоящее время процесс взаимодействия власти и общества находится в стадии формирования и требует серьезной проработки, как на законодательном, так и на научном уровнях.