Полный текст статьи
Печать

Современное развитие общества, передел мировых сфер влияния создало глобальную проблему, стоящую перед человечеством. Эта проблема сохранения жизни и здоровья.  К существующим рискам природного характера добавляются и чрезвычайные ситуации социального, как правило, рукотворного характера. Это чудовищные террористические проявления, которые направленны на физическое уничтожение ни в чем неповинных женщин и детей.

27 марта 2016 г. у парка Гульшан-и-Икбал в Лахоре смертник привёл в действие взрывное устройство. Взрыв произошёл рядом с детской площадкой, где в это время находилось большое количество людей. В выходные дни здесь всегда многолюдно, и этим воспользовались террористы. Вечером в воскресенье в парк вышли погулять и отдохнуть сотни человек, большая часть из которых — семьи с детьми. Террорист выбрал место вблизи входа в парк, автостоянки, билетных касс и детской площадки, таким образом поразив максимальное количество людей. По меньшей мере 23 из 69 погибших – дети [1].

Наряду с варварскими актами несовершеннолетние дети подвергаются социальным опасностям, которые подстерегают их в жизненных, семейных и бытовых условиях. Еще пятьдесят лет назад в большинстве российских семей роль социальной защиты для ребенка выполняли бабушки и дедушки. В условиях современной нуклеарной семьи эти функции все чаще передаются различным учебным и образовательным учреждениям [2, С. 176-177].

Необходимо выделить группы социальных опасностей, которые имеют непосредственное отношение к детям дошкольного возраста.

Социально-психологические опасности: Проявляются как психологическое насилие, которое может привести к психологической травме, депрессии и стрессу ребенка. Последствия такого насилия могут быть непредсказуемыми. Хроническая тревожность, психическое расстройство, как результат психологического насилия, эмоциональное неприятие окружающей действительности и т.д. Последствия психологического насилия, часто, более болезненные, чем последствия физического насилия.

Говоря о последствиях, необходимо назвать, на первый взгляд, «безобидные» причины. Это частые конфликты между членами семьи, это отсутствие должного внимания со стороны родителей или старших братьев, сестер. Неприятие близкими людьми увлечений ребенка, занижение его способностей, насмешки, унижения и т.д.

Причиной стрессовых ситуаций нередко является процедура удовлетворения разнообразных потребностей среди членов семьи, соответствия ролевого поведения ожиданиям и т.д.

 Социально-правовые: преступления, совершенные в отношении детей, нарушение прав ребенка.

Социальные: Безнадзорность, которая, часто, приводит к тому, что ребенок попадает в асоциальное окружение, что, в свою очередь, влияет на его настоящее и будущее психическое здоровье. Пренебрежение потребностями ребенка также входит в группу социальных опасностей. Ребенок, выживая на улице попадает в преступную среду становится или объектом или инструментом в преступной, противоправной деятельности, что делает его будущее весьма проблемным в социальном и психологическом плане;       

Социально-экономические: низкий уровень жизни семьи, неудовлетворенность потребностей ребенка.

Лучшая профилактика социальной безопасности ребенка- здоровая, дружная семья. Сплоченность, доверительные отношения и благоприятный климат в семье играют огромную роль не только в физической, но и психической, социальной безопасности ребенка. Родители, в полной мере, должны принимать участие в развитии нравственного, духовного и, что не мало важно, физического здоровья своих детей.

Обеспечение детской безопасности – является важнейшей задачей, в первую очередь, семьи. Государство, как правило, обеспечивает социальную защиту таких категорий детей, которые лишены родительской опеки, особенно детей-сирот, также под социальную защиту государства попадают дети, нуждающиеся в коррекции умственного и физического развития, а также дети из малообеспеченных и многодетных семей. Дошкольники оказываются наиболее уязвимой категорией населения, подверженной почти всем видам социальных опасностей.

Ситуация осложняется закрытостью и изолированностью семейного быта, семейных устоев и обычаев. Часто люди не знают, что творится в соседней квартире.  Понять о наличии опасностей можно только по косвенным признакам, таким как следы от побоев, неадекватное поведение, наличие симптомов расстройства физического или психического здоровья.

Для обеспечения социальной безопасности ребенка необходимо реализовать активную педагогическую поддержку, которая заключается в развитии у ребенка свободоспособности и создании условий для его саморазвития.  Так же педагогическая поддержка заключается в выполнении педагогических условий, которые формулируют само понятие безопасности, формируют практические шаги в ее достижении и, самое главное, формируют компетентность родителей в вопросах детской социальной безопасности. Такими условиями могут быть следующие шаги:

  1. Педагогические мероприятия, посвященные созданию и поддержанию нормальных условий проживания и развития ребенка:

– лекции на определенную тему, для родителей, освещающие вопросы, касающиеся безопасности детей, на которые должны быть привлечены специалисты, такие как психологи, полицейские, педагоги.

 – занятия родителей в педагогических кружках, целью которых является применение на практике полученных знаний и умений работы с детьми по обучению определенным навыкам личной безопасности;

 – индивидуальные консультации семей со специалистами;

– распространение методического материала, пособий и памяток по основам безопасной жизнедеятельности детей;

 – выставки методической литературы, необходимой для просвещения родителей в области социальной безопасности детей ;

 – организация конференций, круглых столов с целью обсуждения и принятия решений по обеспечению детской безопасности. Следует отметить, что в конференциях должны участвовать не только педагоги и родители, но и специалисты определенного профиля. Такая форма организации предоставляет возможность обмена теоретическими знаниями и опытом, а также, с помощью инсценировки различных жизненных ситуаций, родители имеют возможность на практике применить свои умения;

 – мастер-классы, проводимые педагогами. Их целью является передача ценного педагогического опыта. Мастер-класс предполагает демонстрацию педагогом работы с детьми, в увлекательной форме, где он обучает правилам безопасности в чрезвычайных ситуациях и ведет активное обсуждение с родителями и педагогическим составом методы и результаты проведенной работы;

 – деловые игры. Суть их состоит в том, чтобы творчески изобразить определенные ситуации, принятие роли и выбор способа взаимодействия. В ходе деловой игры участники могут отрабатывать теоретические умения в действии, учиться общению с незнакомыми людьми, изучать правила телефонной безопасности, а также правила поведения в различных опасных ситуациях, что может послужить толчком для родителей к более внимательному отношению к социальной безопасности своих детей. В свою очередь, в ходе деловых игр, дети могут не только в теории ознакомиться с правилами безопасного поведения, но и на практике научиться владеть этими навыками. Такая деятельность помогает ребенку и родителям улучшить навыки безопасного поведения.

2. Научить детей принимать правильное решение в тех жизненных ситуациях, которые требуют знаний безопасного поведения в обществе. Следует отметить, что акцент в этой области необходимо делать на том, чтобы дети решали проблемные задачи с помощью разбора конкретных ситуаций и их инсценировки. В ходе такой работы активизируется познавательная деятельность детей, они могут самостоятельно искать возможность выхода из проблемной ситуации, применять полученные умения и знания на практике, что позволяет им лучше усвоить правила безопасности. В связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что необходимо больше внимания уделять различным видам деятельности и приобретению опыта. Для формирования безопасного поведения ребенка мы выделяем следующие виды работы с детьми дошкольного возраста:

– упражнения – заключаются в многократном повторении ребенком действий определенного содержания. Упражнения помогают детям научиться различным видам умственной деятельности и овладеть практическими навыками. Благодаря упражнениям дети учатся самостоятельно решать множественные задачи, которые он, ранее, решал под руководством педагога. Таким образом ребенок умеет использовать уже усвоенные знания на практике и переносить их на новое содержание;

 – инсценировки, разыгрывание определенных ситуаций. Проведение различных игр вызывают у ребенка повышенный интерес, положительные эмоции. В игровой деятельности дети усваивают новую информацию гораздо лучше и быстрее, чем при объяснении, того же материала, педагогом. Инсценировки это творческая деятельность, направленная на свободу участников. Она предполагает решение определенных поставленных задач и проигрывание ситуаций, принятие участника какой-либо роли, выбор способа взаимодействия и решение проблемы. В такой деятельности происходит не только улучшение и закрепление знаний, но и формирование у ребенка навыков, которые пригодятся ему в будущем.

Такие исследователи как В.М. Гребенникова и Н.И. Никитина особое значение придают игровым технологиям, в ходе которых возможно формировать достаточно широкий спектр умений, навыков и компетенций. Кроме того, в процессе игры могут моделироваться ситуации на схемах, макетах и картах, а также проводиться викторины [3].

В результате такой работы у детей формируются, пополняются и систематизируются представления о социальном окружении, в котором их подстерегает опасность. Также у ребенка накапливается социальный и духовно-нравственный жизненный опыт, воспитываются личностные качества. Ребенок осознает не только свою значимость в обществе, но и ответственность за его и свое будущее.

Оказавшись в опасной жизненной ситуации люди ведут себя по-разному. У определенных людей ощущение страха вызывает чувство паники, при этом они не способны к защитным действиям. Для того, чтобы сформировать у ребенка мотивы самосохранительного поведения, необходимо дать ему знания о существующих опасностях, окружающих его и научить представлять себе последствия каждого конкретного действия. Родители должны знать о том, что ребенку важно объяснить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Также очень важно разговаривать с ребенком на тему безопасного поведения в экстренных ситуациях, приводить конкретные примеры, чтобы он мог иметь представление об этом.

Рассмотрим несколько этапов работы:

 – необходимо достичь понимания ребенком значимости соблюдения правил безопасного поведения не только для себя, но и для окружающих (с помощью чтения художественных произведений и бесед);

– сформировать у ребенка представление о последствиях нарушения правил;

– включить ребенка в активную практическую деятельность (проведение различных игр, тренингов, организация труда).

– организовать наблюдение детьми за поведением людей, соблюдающих нормы, для создания примера правильного поведения;

3. Развитие у детей социально-психологических качеств, способствующих самосохранительному поведению в ситуации опасности:

Человек наделен множеством качеств, помогающим ему предвидеть опасность, продумать план правильного поведения и преодолеть ее. К таким качествам можно отнести адекватную оценку своих возможностей, способностей и самого себя в целом. Необходимо, также, отметить такие качества как способность человека анализировать окружающую обстановку, прогнозировать последствия своих действий; самостоятельность, ответственность за свои действия. Способность к принятию решения, также, играет немало важную роль в преодолении человеком опасности. Именно правильно принятое решение может стать ключевым действием в опасной жизненной ситуации. Адекватной оценке ребенком самого себя способствует его воспитание родителями и педагогами. Своевременное объяснение норм правильного поведения в опасных ситуациях, помогает ребенку делать прогноз последствий своих действий и нести за них ответственность. Качества, которые способствуют самосохранительному поведению ребенка, надо развивать с самого раннего возраст. Для этого важно, чтобы родители понимали свою ответственность за психическое и физическое здоровье детей. В этом им могут помочь педагоги, психологи, работники социальной защиты, проводя различные тренинги, беседы, в ходе которых родители учились бы правильно строить воспитание своих детей.

Таким образом, из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная безопасность – это, прежде всего, качество личности ребенка дошкольного возраста, позволяющее ему сформировать знания, умения и навыки безопасного поведения в социуме, с осторожностью относиться к потенциально опасным ситуациям. Социальная безопасность ребенка зависит, в первую очередь, от семьи, педагогов и государства. Исходя из этого, каждый из нас должен заботиться и правильно воспитывать подрастающее поколение. Ведь это наше будущее, от которого зависит психическое и физическое здоровье нации!