Полный текст статьи
Печать

Регулярные занятия спортом полезны для человека – пробежки по утрам, зарядка, йога –  всё это позитивно отражается на физическом здоровье. Но если мы говорим о профессиональных занятиях спортом, где спортсмены часто перегружены, как физически, так и психологически, можно увидеть и негативные аспекты. Одним из таких аспектов является агрессивное поведение спортсменов. Руководители и наставники различных спортивных подразделений, занимающихся вопросами спортивной тренировки, в том числе и оздоровительного характера, особо акцентируют внимание на повышении уровня агрессии спортсменов юношеского возраста. Для них импульс агрессии является обязательным условием спортивных соревнований и победы. И агрессивный характер в спортивной деятельности проявляется не только в соревновании, но и уже на тренировках. Природа этого, по мнению К.Н. Фирсова [1], раскрывается в постоянном влечении к соперничеству, утверждению своего превосходства.

Зачастую тренер и сам спортсмен не замечают, как агрессия переходит из соревновательных рамок в тренировочный процесс и повседневную жизнь, что в свою очередь приводит к деструктивному поведению, нарушению эффективного взаимодействия в социуме. Так, скопление людей в общественном транспорте или очередь к врачу могут послужить предлогом раздражения и выплеском агрессии. Агрессивное поведение спортсменов проявляется не только с незнакомыми людьми. Близкие и родные люди так же ощущают определенный уровень агрессии со стороны спортсменов. Различные проявления вербальной агрессии (повышение голоса, крики, ругательства), всё это приводит к непониманию и ссорам. Спортсмены трудно воспринимают критику и отрицательное отношение к их роду деятельности, и это существенно повышает риск проявления агрессивного поведения.

Современные спортсмены, тренеры и специалисты в области спорта испытывают потребность, с одной стороны, в проявлении агрессии как инструменте достижения цели, а с другой – в теоретико-методологической базе, позволяющей с практической стороны осуществлять контроль и коррекцию агрессивного поведения, направляя ее в «конструктивное русло».

Изучению феномена агрессии посвящены работы Л. Берковец, Т.Г. Румянцевой, А.Л. Трифонова, В.И. Моросанова, Т.Н. Банщикова и др. Проявление агрессии в спорте изучали А.Н. Романин, П.Р. Лагин, Н.А. Соболева, О.Ю.Захаров, З.П. Татаржицкий, К.Н. Фирсов, Брайент Дж. Кретти, С.И. Петров, Н.А. Серебренникова, Н.С. Сигал и др.

Проведенный анализ работ показал, что чаще всего исследования агрессивного поведения спортсменов проводят в контактных видах спорта, таких как бокс, единоборства, либо игровых видах спорта, где есть непосредственный контакт с противником. Выше перечисленные исследователи подчеркивают повышенную агрессию спортсменов, занимающихся данными видами спорта. Но что можно сказать о циклических видах спорта, где нет непосредственного контакта с соперником, например, легкой атлетике?

Рассмотрим теоретико-эмпирические исследования, посвященные выявлению особенностей проявления агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов, по сравнению со спортсменами других видов спорта или не спортсменами (Н.А. Соболева, В.Р. Гиль, В.К. Сафонов, А.Ю. Бергфельд, А.Н. Поздникова). Результаты данных исследований, позволяют говорить о том, что уровень агрессии у спортсменов в целом превышает уровень агрессии не спортсменов. Что касается разных видов спорта и уровня агрессии, эмпирически доказано, что у представителей единоборств агрессия в значительной степени выше, чем у легкоатлетов или лыжников. При этом враждебность существенно выше у представителей легкой атлетики и лыжных гонок, что является своеобразной особенностью проявления агрессивного поведения. Еще одним выделяющимся показателем является уровень вербальной агрессии спортсменов. Помимо этого В.К. Сафоновым [2] выделены группы факторов агрессивного поведения спортсменов:  ситуации, вызывающие чрезвычайно высокое возбуждение (например, предстартовое состояние); фрустрирующие факторы (неуверенность в успешности выступления на соревнованиях); побудительные мотивы (власть, деньги, слава); инструкции (приказ); навязчивые эксцентричные убеждения (параноидальные идеи). Другая группа факторов различается по внутренним (личностная предрасположенность; сложившееся отношение к конкретному сопернику) и внешним причинам (сложившиеся нормы поведения в спортивном коллективе; установки и поведение тренера и спортивных функционеров и др.) проявления агрессивного поведения.

Следует отметить, что имеющиеся исследования по проблеме агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов направлены в основном на выявление уровня и видов агрессивного поведения, но не на профилактику и коррекцию данного явления. В связи с чем обратимся к исследованиям (С.О. Закаморный, И.А. Юров, В.Н. Смоленцева, Т.В. Хромина, Е.В. Киселева, С.Е. Татаржицкий, А.Ф. Шестак, С.М. Ашкинази, Ю.В. Гончаров), касающимся профилактики агрессивного поведения спортсменов.

С.О. Закаморный [3] отмечает, что меры профилактики и коррекции агрессивного поведения спортсменов должны учитывать то, с каким из видов агрессивного поведения предстоит работать. Автор полагает, что юмор и смех является действенными чувствами, которые могут стать средством снижения агрессии, гнева и раздражения.

И.А. Юров [4] полагает, что фрустрация в спортивной деятельности связана с мотивацией, чертами личности спортсмена, толерантностью и уровнем его притязаний. Автор считает, что для формирования сопротивляемости агрессии – фрустрации в спорте необходимо развивать толерантность. В.Н. Смоленцева также придерживается мнения, что повышение уровня толерантности может способствовать снижению уровня агрессивного поведения спортсменов[9].

Т.В. Хромина [5] и Е.В. Киселева [6] отмечают, что при разработке методик, направленных на снижение уровня агрессии, нужно делать акцент на духовном развитии личности спортсмена.

С.Е. Татаржицким, Т.В. Хроминой и А.Ф. Шестак [7] была разработана и эмпирически доказана эффективность программы коррекции агрессивного поведения баскетболистов. Авторы указывают, три позиции, на которые нужно обратить внимание для успешной коррекции агрессии: 1) путь усвоения агрессивной модели поведения, уровень агрессивности у спортсмена; 2) факторы, которые провоцируют проявление агрессивного поведения; 3) условия, которые способствуют закреплению данной модели поведения.

Некоторые исследователи в качестве эффективного способа контроля агрессивного поведения спортсменов предлагают выработку конструктивных моделей поведения в ответ на провокацию. Так Ю.В. Гончаров [8] считает, что через обращение к осознанной организации действий и волевым усилиям, можно решить проблему агрессию в спорте.

Исследователи в области спорта так же отмечают немаловажную роль тренера в процессе профилактики и коррекции агрессивного поведения спортсменов. Тренер должен обучать не только тактике и технике, но и быть своего рода воспитателем, формировать у своих учеников нравственные и волевые качества. Тренером должны раскрываться такие понятия как «спортивная злость», «агрессия» и др.

Проведенный анализ работ позволяет говорить о том, что на сегодняшний день предложено немногочисленное количество методов профилактики и коррекции агрессивного поведения спортсменов. Многими исследователями были изложены факторы агрессивного поведения, предложены различные формы и методы коррекции и профилактики. Но лишь единицы были апробированы на практике. Так же можно отметить, что авторами практически не указывались виды спорта, в рамках которых составлялась программа профилактики или коррекции. Профилактика агрессивного поведения спортсменов в легкой атлетике не затрагивается исследователями. Также в исследованиях практически не учитывается возрастной диапазон спортсменов.

Таким образом, на сегодняшний день психолого-педагогическая задача определения основных направлений и средств профилактической и коррекционной работы по оптимизации агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов, а также более широкого круга молодежи, занимающейся легкой атлетикой, не решена. В исследованиях практически не представлены теоретико-эмпирически обоснованные программы, направленные на профилактику данного явления. При этом грамотное составление профилактических программ невозможно без выявления возрастной специфики агрессивного поведения спортсменов, а также изучения динамики агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов в период подготовки к соревнованиям.

Исходя из выше изложенного, была поставлена цель исследования: изучить динамику агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов юношеского возраста в процессе подготовки к соревнованиям; разработать программу психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения данных спортсменов в процессе подготовки к соревнованиям с учетом выявленной динамики.

Для участия в исследовании было подобрано 36 спортсменов легкоатлетов юношеского возраста, находящихся на сборах. На стартовом и заключительном этапах подготовки к соревнованиям у спортсменов изучались показатели выраженности агрессивного поведения с помощью опросников агрессивного поведения Басса-Дарки и самооценки психических состояний Г. Айзенка. Далее проводился анализ динамики агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов в период подготовки к соревнованиям.

При первичном диагностическом обследовании (в период начала подготовки к соревнованиям) показатель общего индекса агрессивных реакций у спортсменов находится в верхних границах нормы. Уровень физической и косвенной агрессии также находятся в верхней границе нормы. Такие проявления агрессивного поведения, как раздражение, негативизм, обида и подозрительность находятся в пределах нормы. Чувство вины обследованных спортсменов легкоатлетов так же находится в пределах нормативных значений. Показатели вербальной агрессии спортсменов превышают нормативный показатель.

При повторном диагностическом обследовании (в период завершения подготовки к соревнованиям) было выявлено, что показатель индекса агрессивных реакций у спортсменов легкоатлетов поднялся выше границ нормы. Выявлено увеличение показателей физической и косвенной агрессии, раздражения. Также необходимо отметить значимое повышение чувства вины спортсменов. Необходимо отдельно отметить значимое повышение уровня вербальной агрессии спортсменов легкоатлетов. В начале подготовки к соревнованиям данный показатель уже превышал норму, но в период готовности к старту (завершение подготовки) уровень вербальной агрессии еще повысился.

Анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о том, что у спортсменов легкоатлетов юношеского возраста в период подготовки к соревнованиям значимо повышается как общий уровень агрессивного поведения, так и отдельные его проявления.

Полученные результаты показывают необходимость разработки программы психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов юношеского возраста в период подготовки к соревнованиям и позволяют определить основные направления и методы профилактической работы.

На основании результатов проведенного теоретико-эмпирического исследования нами была разработана профилактическая программа, направленная на оптимизацию агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов юношеского возраста в период подготовки к соревнованиям без ущерба спортивным достижениям, а также более широкого круга молодежи, занимающейся легкой атлетикой. В программе предлагается три направления работы: информационное (ознакомление с теоретическими основами «агрессивного поведения»), личностно-формирующее (формирование стрессоустойчивости, эмоциональной саморегуляции), компетентностно-ролевое (отработка конструктивных моделей поведения).

В ходе реализации программы решаются задачи:

-      ознакомление спортсменов с понятием «агрессивное поведение», формами проявления, причинами возникновения и последствиями агрессивного поведения;

-      изменение стиля руководства тренера и повышение конфликтоустойчивости;

-      формирование стрессоустойчивости спортсменов;

-      повышение уровня саморегуляции эмоционального состояния;

-      выработка конструктивных моделей поведения спортсменов во взаимодействии с окружающими.

В качестве методов профилактики агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов целесообразно использовать проблемные лекции («Агрессия в спорте», «Причины, формы и последствия агрессивного поведения», «Эффективные способы взаимодействия тренера и спортсмена»); дискуссии («Агрессивное поведение в спорте: за и против», «Можно ли побеждать без агрессии»?», «Что нужно для контроля агрессии в повседневной жизни?»); ролевые игры («Тренер – тиран», «Конфликтные ситуации на тренировке и в повседневной жизни»); деловые игры («Эффективные стратегии взаимодействия на тренировке», «Конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций»); решение проблемных кейсов; тренинги («Регуляция эмоционального состояния», «Самообладание как инструмент предотвращения конфликтных ситуаций»).

Разработанная программа психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов юношеского возраста в период подготовки к соревнованиям является пилотной и требует дальнейшего теоретико-эмпирического обоснования. Тем не менее, полученные результаты исследования позволяют определить основные направления и средства профилактической работы по оптимизации агрессивного поведения спортсменов легкоатлетов, а также более широкого круга молодежи, занимающейся легкой атлетикой.