В настоящее время в российском обществе все больше распространяются идеи добровольчества и социального служения. Связано это, с одной стороны, с набирающим обороты экономическим кризисом, в результате чего создание групп самопомощи становится обоснованным явлением. С другой стороны, научная педагогическая общественность признает добровольческую деятельность действенной формой социализации и воспитания молодежи (Е.С. Азарова, Л.В. Болотова, Л.А. Кудринская, Н.В. Маковей, О.В. Митрохина, В.В. Митрофаненко, Г.В. Оленина, Л.Е. Сикорская, Л.В Никитина и др.).
Актуальность добровольчества подтверждена и Всемирной декларацией добровольчества, и проектом ФЦП «Молодежь России». Так, в целях реализации Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (в редакции от 16 июля 2009 г. № 997-р) предусматривается, что доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи в 2015 году должна существенно возрасти.
Понятие «добровольцы» определяется статьей 5 «Участники благотворительной деятельности» Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: добровольцы – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие). Этой же статьей определяется понятие «благополучатели» – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев. Из сказанного следует, что закрепленное российским правом понятие «добровольцы» («доброволец») определяет область специфического вида деятельности физических лиц, а именно – благотворительную деятельность [1].
Добровольческая деятельность тесно связана с такими направлениями социальной активности, как социальное служение, предусматривающее личный вклад человека в решение общественных социальных проблем и понимание своей ответственности перед обществом, благотворительность (в современном понимании благотворительность означает предоставление помощи лицам и организациям, участие в улучшении жизни больных и бедняков, немощных и отвергнутых жизнью), правозащитная деятельность (защита прав человека), миротворческая деятельность (стремление к толерантности) гуманитарная поддержка (оказание культурной, образовательной и социально-коммуникативной помощи) [2].
На сегодняшний день институт добровольчества распространен во многих странах мира, становясь все более значимым педагогическим ресурсом развития общества.
Необходимо отметить, что наибольшее количество исследований (Е.В. Акимова, Л.В. Даль, И.Н. Григорьев, Л.Ф. Козодаева, Е.И. Леонова, Н.В. Маковей, А.В. Митрохина, А.В. Моров, Г.В., Л.В Никитина Оленина, Л.Е. Сикорская) посвящено изучению организации волонтерской деятельности в вузах. Особое значение придается формированию опыта волонтерской деятельности у студентов – будущих социальных работников. Так, в качестве педагогических условий организации волонтерской деятельности на социальных факультетах рассматриваются:
- проектирование и поэтапное внедрение в учебный процесс системы формирования готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности;
- насыщение предметов блока специальных и общепрофессиональных дисциплин смыслами волонтерской деятельности;
- организация специального обучения студентов основам волонтерской деятельности;
- использование активных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию субъектной позиции студента;
- внедрение в учебный процесс социальной волонтерской практики;
- организация волонтерского сообщества единомышленников, объединенного общим смыслом, возможностью осуществлять социально значимую деятельность в вузе, правом выбора средств достижения целей при совместном решении проблем;
- осознание собственной социальной защищенности волонтеров при готовности защищать интересы других;
- реализация ряда принципов: добровольности включения волонтеров в различные виды социально-ценной деятельности; признания за волонтерами права выбора средств достижения целей при совместном решении проблем; признания равенства личных и общественных потребностей волонтеров; сочетания самоуправления с последовательным развитием демократических начал в управлении волонтерской деятельностью [3].
На социальном факультете Смоленского государственного университета организационным вопросам добровольческой деятельности студентов уделяется повышенное внимание. В качестве организационно-педагогических условий волонтерской деятельности можно обозначить следующие: сформированность у коллектива преподавателей установок на целенаправленное создание в вузе условий для осознания студентами социальной значимости волонтерской деятельности; обеспечение субъектной позиции молодежи в овладении опытом волонтерской деятельности; включение молодежи в разработку и реализацию долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума; оказание индивидуальной помощи волонтеру в осознании и развитии важных для участника и руководителя волонтерской деятельности качеств и умений социально-педагогического проектирования и взаимодействия с партнерами; целенаправленное педагогическое сопровождение добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников; обеспечение принципа добровольности включения молодежи в социально полезную деятельность; учет возрастных и личностных особенности молодежи: мотивационной сферы личности волонтера, особенностей уровня притязаний, деятельностных характеристик.
Студенты нашего факультета реализуют свой добровольческий потенциал в рамках следующих направлений деятельности: организация новогодних и масленичных праздников для воспитанников школ-интернатов, социальная помощь пожилым людям, неспособным к самообслуживанию, социальное сопровождение слепых и слабовидящих людей, участие в разовых благотворительных акциях, организуемых Смоленской Епархией.
Основными проблемами организации добровольчества среди студентов являются недостаток временного ресурса (это, прежде всего, поскольку основная деятельность студентов – учебная), и, что не менее важно – не в полной мере сформированный штат преподавателей – вдохновителей и помощников студентам в реализации волонтерских инициатив.
Таким образом, проблема развития волонтерского движения среди учащейся молодежи вузов не теряет своей актуальности и требует дальнейшего психолого-педагогического и методического изучения.