Полный текст статьи
Печать

Педагогика, как гуманитарное знание, ставит перед исследователями задачи, решение которых зачастую невозможно без обращения к генезису изучаемых явлений, т.е. истории педагогики. Одной из таких задач  выступает систематизация понятий, сопряженная с трудностями определения структуры педагогической науки. И в этом ракурсе особое значение обретает опыт становления педагогической теории в России на рубеже XIX–XX веков. Обратимся к этому опыту.

Вера Акинфиевна Волкович – видный деятель отечественной педагогики рубежа XIX–XX веков. Современные историки образования и педагогической мысли относят ее к синтетически-антропологическому течению (по классификации Б.М. Бим-Бада), для представителей которого был свойственен широкий, всесторонний взгляд на природу человека и движущие силы его развития.

К сожалению, до настоящего времени сохранились немногие работы В.А. Волкович, в рамках статьи по дошедшим до нас источникам раскроем некоторые педагогические понятия, представленные в ее трудах.

Центральными понятиями в работах Веры Акинфиевны являются «педагогика» и «воспитание». Педагогика по Волкович есть одновременно и наука, и искусство (творчество), подготавливающая «новое поколение новых людей». Причем наука в деятельности педагога должна быть первична, потому как педагогика-наука служит фундаментом для педагогики-искусства.

Предметом педагогики выступает «живой человек, ребенок»,  рассматриваемый «со стороны использования изученных духовных и физических  сторон природы человека для поднятия его на культурную высоту»[1]. Такое поднятие автор именует «процессом совершенствования человека», в ходе которого педагогика ставит перед собой ряд целей: утилитарную («приготовить человека к полезной жизни»); социальную («путем воспитания делает человека пригодным к жизни в обществе, среди себе подобных»); идеальную («призывает к жизни, развивает все лучшее, высшее, что заложено в природе человека». При этом последняя охватывает собою и социальную, и утилитарную, «как полная и совершенная, особенно важна в деле воспитания»[2].

Содержанием педагогической науки, по В.А. Волкович, выступает воспитательное воздействие или педагогическая деятельность, именуемая также «воспитательным процессом».

Анализируя идеи западных философов, Волкович поднимает вопрос о врожденном и приобретенном в человеке, и через это – об изменяемости человеческой природы, подверженности последней воспитательному воздействию. Проблема факторов, влияющих на воспитание, рассматривается Верой Акинфиевной как «преднамеренное и непреднамеренное воспитание», где преднамеренное воспитание – «осуществляется в семье и школе», а непреднамеренное «складывается из влияний нации, как целого организма, общества, церкви, государства, климатических условий, почвенных особенностей и т.д.»[3]. По сути, Волкович указывает на факторы, обусловливающие становление человека и группирует их в зависимости от их «намеренности», т.е. цели или специальной направленности на изменение человека.

Педагогика устремлена в будущее, направлена на идеальную цель, «долженствование», опираясь при этом на психологию и физиологию, как науки о природе человека и имея дело с наличной действительностью – «живым ребенком».

Раскрывая особенности педагогической науки, Вера Акинфиевна указывает на задачи последней:  «1) Установка принципов при помощи действующих причин; 2) Выработка критического, научного мировоззрения из этих принципов, как конечная цель педагогики; и 3) Практическое осуществление этого мировоззрения при помощи педагогического искусства»[4].

В.А. Волкович привязывает воспитание (воспитательную деятельность, педагогическую деятельность, воспитательное воздействие) к необходимости изучения человека, но сам ребенок выступает предметом педагогики и предметом воспитательной деятельности взрослых, его субъектность не просматривается, а сама Вера Акинфиевна прямо говорит о ребенке, как о предмете воспитания.  

Человек, по Волкович, есть духовно-телесное, т.е. обладающее как духовной, так и физической стороной в их неразрывном единстве, существо. Конечная же цель воспитания: «поднять человека на известную высоту, обратить его, поскольку это возможно в условиях конечного знания, из индивидуума в законченно развитую личность»[5].

Обобщая изложенное, отметим, что «педагогика» в наследии В.А. Волкович понимается: как наука и как практическая деятельность (искусство, педагогическое дело, педагогическая деятельность). «Воспитание» трактуется как деятельность («воспитательная деятельность»), направленная на становление человека; как воздействие («воспитательное воздействие»); как педагогическое дело (своего рода служение, направленное на усовершенствование человека, а через это всего человечества). «Воспитание» (в значении деятельности) соотносится с понятием «педагогика, как искусство», а термины «педагогическая деятельность», «воспитательная деятельность» выступают как синонимы.