Полный текст статьи
Печать

Динамично развивающаяся социокультурная среда, инновационные процессы во всех сферах социальной системы актуализировали научный интерес к проблематике инноваций и способностей человека к инновационной деятельности.

Инновационный вектор развития государства, определенный концепцией и стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, требует построения научно обоснованной системы взглядов, принципов и приоритетов по формированию и развитию инновационного потенциала личности.

В реализации государственной стратегии инновационного развития именно образование выступает носителем идеологии инновационного обновления, и в нем должны создаваться необходимые для инновационных процессов условия в виде развитой среды генерации знаний, аккумуляции интеллектуальных и творческих потенциалов общества. Согласно имеющимся данным, наши соотечественники по ключевым для инновационного общества качествам личности, таким как мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству, риску и другим, существенно уступают представителям стран с высокой инновационной активностью.

При этом одной из главных целей национальной системы образования становится подготовка личности, способной организовывать и реализовывать профессиональные инновационные проекты, то есть обладающей высоким инновационным потенциалом.

Теоретический анализ и изучение практики позволяют выявить ряд противоречий в процессе развития инновационного потенциала личности. Это противоречия  между:

– социально обусловленными требованиями общества к уровню развития инновационного потенциала субъектов образования и недостаточно эффективным применением инновационных форм, методов и средств в практике профессионального образования;

– необходимостью научного обоснования путей и средств развития инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде и недостаточной разработанностью этого вопроса;

– уникальностью личностно-профессионального пути развития будущего специалиста и отсутствием должного учета этой уникальности в проектировании и реализации инновационных технологий;

– признанием значимости влияния инновационного потенциала личности на характер его профессиональной деятельности и явной недооценкой этого влияния многими педагогами [3].

Противоречие между потребностью современного российского общества в инновационно-ориентированной личности специалиста, в том числе, и в особенности, специалиста социальной сферы, с одной стороны, и уровнем готовности выпускников вузов к инновационной деятельности в профессиональной сфере, с другой стороны, порождает проблему поиска путей и средств формирования инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде вуза.

Инновационный потенциал личности представляет собой комплекс личностных качеств, обеспечивающих ее психологическую готовность создавать новые формы деятельности по освоению и распространению инновационных образовательных продуктов, а также саморазвитие и личностный рост как стратегический фактор результативной профессиональной деятельности. Инновационный ресурс личности в научно-образовательной среде вуза реализует целевую, мотивационную, креативную, прогностическую, трансформационную функции, функцию развития и формирования инновационного профессионально-ориентированного опыта.

Инновационный потенциал личности состоит из следующих компонентов:

– инновационной направленности, интегрирующей совокупность мотивов и ценностей, определяющих инновационный, акмеологический характер, стремление к достижению вершин профессионального мастерства, обогащению инновационного опыта, осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике, отражающей психологическую установку на развитие личности обучающихся и собственное саморазвитие как личностно-необходимое;

– инновационной компетентности, отражающей системный уровень сформированности инновационных знаний, умений и опыта инновационной деятельности, способности творить, создавать новый продукт, вводить новые технологии и методы в образовательный процесс, выступая в качестве меры готовности использовать свой инновационный потенциал для максимально эффективного достижения инновационных целей профессиональной деятельности;

– инновационной креативности как способности к творчеству, инновациям и прогнозированию, направленной на достижение конкретной практической цели, предполагающей генерирование новых, потенциально полезных идей и получение результата, готового к использованию в дальнейшей практике.

Проблема формирования психологической готовности специалистов к инновационной деятельности в ведущих областях развития общества определяет необходимость в психологических исследованиях различных сторон инновационной деятельности и подготовки к ней конкурентоспособных профессионалов.

Социальный заказ общества на эффективное проведение социальной политики ориентирует на формирование специалистов, готовых и способных осуществлять инновации, проявлять творчество, активно трансформировать и овладевать передовым отечественным и зарубежным опытом, знаниями, современными профессиональными ценностями, моделями и технологиями, а также всеми качествами, которые позволили бы будущему специалисту социальной сферы эффективно осуществлять инновационную деятельность в социальных учреждениях. Сущность и ценность такой психологической готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы проявляется в их готовности и способности ориентироваться на эффективный творческий подход в решении всех социальных проблем, выполнение профессиональной деятельности на основе привлечения потенциала новых моделей, алгоритмов и технологий для решения социальных проблем человека и общества [1].

С другой стороны, несмотря на наличие такой острой научной и практической проблемы, формирование психологической готовности к инновационной деятельности специалистов социальной сферы психологической наукой изучена недостаточно: не выработано системного подхода, научно обоснованных решений по актуальным направлениям формирования психологической готовности специалистов социальной сферы к инновационной деятельности.

В качестве основного приоритета модернизации всех сторон функционирования общества в современных условиях выступает  социальная сфера. Активизация инновационной деятельности в социальной работе сможет выполнять в обществе социально-инновационную функцию по совершенствованию механизмов решения социальных проблем.

Основные аспекты формирования у будущих специалистов социальной сферы компетенций инновационного характера, которые ориентируют их на инновационную деятельность в условиях динамических социально-экономических изменений, в числе которых в первую очередь следует указать готовность к генерации и реализации инновационных идей и технологий в социальной сфере, заложены в государственных образовательных стандартах третьего поколения. Решение этой задачи требует создания оптимальных условий для становления ключевых характеристик психологической готовности к инновационной деятельности, качество которой определяется развитием у студентов мотивационной направленности на эту деятельность, сформированностью у них профессионально значимых качеств, удовлетворенностью теми сторонами учебной деятельности, которые более значимы в становлении профессионала, формированием когнитивного, операционального, эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов готовности к инновационной деятельности [2].

Таким образом, в связи с постоянно меняющимися социокультурными и социально-экономическими условиями развития нашей страны и модернизационными процессами на всех уровнях образования изменяются и потребности педагогической теории и практики, среди которых – поиск путей совершенствования процесса профессионального обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы в высшем учебном заведении.

Анализ социально-экономической ситуации и потребности рынка труда в профессионалах различных областей социальной сферы показывают острую необходимость формирования специалиста социальной сферы новой формации: исследователя, ученого, изобретателя, проектировщика, сторонника разработки и внедрения новых социальных технологий. Кроме того, следует учитывать тот факт, что современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления сфер общества, одной из которых является социальная сфера. Инновации в социальной сфере – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества.

В этих условиях одна из приоритетных задач современного высшего образования является активизация разработки новых технологий, направленных на обеспечение процесса формирования готовности специалистов социальной сферы к деятельности в изменяющихся условиях – дефицита социальных технологий и инновационных социальных программ.