Полный текст статьи
Печать

Значение духовно-нравственного воспитания подтверждается последними событиями, происходящими в мире. На почве духовных и нравственных разногласий мы наблюдаем фактический раскол мирового сообщества. События и конфликты в ряде государств – Египте, Ираке, Ливии, Сирии, Тунисе во многом предопределены наличием реальных разногласий в сфере духовности, нравственности, а соответственно, принципов человеческих взаимоотношений.

До настоящего времени ни в философии, ни в педагогике нет единого понимания терминов «духовность» и «нравственность». Нередко, в российской философии светское понимание духовности связывалось с идеалами «Истины»-«Добра»-«Красоты». Но традиционное для России православное понимание духовности неразрывно связано с признанием наличия в человеке кроме биологического тела Божественного начала, а именно Души, Духа. Душа человека является, прежде всего, носителем сознания и проявляется в разумной, интеллектуальной деятельности, чувствах, восприятиях, эмоциях, совести, даре речи, свободе воли. Душа бессмертна, она оживляет физическую оболочку человека − его тело. Дух в Библии рассматривается как дыхание жизни. Иногда Душа и Дух отождествляются. Согласно Библии − носителем Души является кровь [1, гл. 12].

Соответственно термин «нравственность» мы рассматриваем как характеристику межличностных отношений, либо личностное качество конкретного человека, определяющее характер его взаимоотношений с другими людьми.

Если мы обратимся к Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, то в ней также отмечается, что «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [2]. Таким образом, процесс духовно-нравственного воспитания будет происходить эффективнее при включении подростков в специально организованную деятельность. В рамках данной статьи, имея в виду специально организованную деятельность, мы говорим об использовании интегративных возможностей краеведения как фактора духовно-нравственного воспитания подростков.

В поисках путей дальнейшего духовно-нравственного развития, формирования нравственных идеалов молодого поколения, ученые-исследователи и педагоги в последнее годы вновь обратили свои интересы к краеведению как фактору духовно-нравственного воспитания подростков. Следует обратиться к точке зрения С.О. Шмидта, согласно которой краеведение является комплексным знанием, включающим историко-культурное, историко-литературное, историко-экономическое и др., т.е. краеведение интегративно по своей сути [4, с. 131].

По мнению исследователей, включение краеведческого материала в образовательный процесс способствует:

− развитию чувства к Родине, гражданственности;

− проявлению внимания к местным и общероссийским ценностям;

− направленности на формирование национального самосознания;

− развитию уважения к историческому и культурному наследию народов России, к исторической личности [3, с. 208].

История и культура Вятского края располагает широким материалом для духовно-нравственного воспитания подростков. В его многочисленных памятниках культуры и истории отражены исторические события, культура и религия разных исторических эпох. Достаточно вспомнить тот факт, что Трифон Вятский основал свой монастырь именно на Вятской земле. В XIX−XX вв. в Вятке проживают такие видные деятели как А.И. Герцен, А.Л. Витберг, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.С. Грин, внесшие огромный вклад в политической и культурное развитие края.

В настоящее время на территории Кировской области действует система воспитания, способствующая вовлечению детей и молодежи в процесс духовного становления в интересах укрепления патриотических чувств. Достаточно привести в качестве примера деятельность детско-юношеского центра гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания имени святого благоверного князя Александра Невского, работа которого направлена на приобщение подростков к изучению исторического и природного наследия родного города через разнообразные формы работы. Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей на основе изучения родного края является одним из приоритетных направлений в системе духовно-нравственного воспитания подростков.