Полный текст статьи
Печать

В современной педагогике проблема социализации детей младшего школьного возраста постепенно выходит не первый план. В связи с поступлением ребёнка в школу расширяется круг его социальных отношений.

Социализация – это «процесс, в ходе которого человеческое существо с определёнными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» [2, с. 58]. Социализация отражает два параллельных процесса. Во-первых, это процесс приспособления или адаптации человека к жизни в обществе, в результате которого индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому он принадлежит, включается в социальную практику. Во-вторых, это процесс формирования личности, предполагающий развитие и само изменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, происходящее на всех возрастных этапах [2].

Главным агентом социализации младшего школьника является семья. Влияние семьи на развитие ребёнка очень велико. Значительную часть своей жизни ребёнок проводит в семье, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность. Дети, которые растут в атмосфере любви, понимания и доверия, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, с трудностями в обучении, общении с ровесниками, и наоборот, нарушение отношений между детьми и родителями влечёт за собой формирование различных психологических проблем и комплексов.

Главные задачи семьи: 1) формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном; 2) сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; 3) создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте [3].

В нашей стране в настоящее время происходят сложные изменения во всех сферах жизни. Эти изменения касаются всех социальных институтов, но особенно отражаются на семье, что приводит к её неустойчивости, росту разводов, нестабильности детско-родительских отношений, снижению роли ряда функций – социализирующей, репродуктивной, первичного социального контроля, духовного общения. Устойчивая тенденция роста разводов, рождение детей вне брака, высокие показатели смертности и другие факты свидетельствуют о том, что неполная семья становится одной из типичных моделей современной семьи российского общества [1, 4].

Исходя их результатов многочисленных исследований, можно сделать вывод о том, что условия и жизнь ребёнка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Одинокие родители сталкиваются не только с материальными проблемами. Например, мать не может реализовать одновременно обе родительские позиции – и материнскую, и отцовскую, то же самое относится и к отцу [4]. Следовательно, воспитание ребёнка в неполной семье может оказывать негативное влияние на становление его личности. Например, у ребёнка, родители которого развелись, может наблюдаться гнев по отношению к родителям, различные опасения, фобии, повышенная тревожность, нарушения идентификации, одиночество, обострение или нарушение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости и пр.

На основе исследований Т.А. Гурко, М.И. Буянова, М.М. Плоткина Л.И Савинова, Е.В. Кузнецовой нами были разработаны следующие рекомендации по организации воспитания в неполной семье:

  1. Уделяйте больше внимания ребёнку, разговаривайте и выслушивайте его.
  2. Чаще хвалите ребёнка, так как эмоционально стабильная и оптимистическая атмосфера в семье сохранит у ребёнка уверенность в себе, доверие к окружающим, укрепит чувство собственного достоинства.
  3. Относитесь с пониманием к праву ребёнка на воспоминания о прошлом.
  4. Помогайте ребёнку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.
  5. Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы у ребёнка была возможность активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами или женщинами.

Таким образом, семья – это главный институт социализации младшего школьника. Но в России наблюдается большое количество неполных семей, в которых естественный процесс социализации ребёнка нарушается. Поэтому педагогу необходимо вовремя обратить внимание на ребёнка из неполной семьи и организовать работу с родителями для того, чтобы помочь ребёнку более успешно социализироваться.