Полный текст статьи
Печать

В современном обществе прослеживаются негативные тенденции, которые препятствуют формированию морально-нравственных качеств личности и способствуют повышению социальной агрессии и пассивности людей, начиная с младшего возраста. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. В связи с этим актуальным является вопрос использования опыта старших поколений, обращения к народной педагогике и ее традициям.

Под народной педагогикой Т. Ф. Кузина и Г. И. Батурина понимают «исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и преданий, свода правил и воспитания, правил поведения и т.д.». Другими словами, народная педагогика содержит в себе идеалы и цели воспитания, отражает мировоззрение, представления о семье, человеке [3].

К. Д. Ушинский – выдающийся педагог, основоположник народной школы России, который впервые употребивший термин «народная педагогика», писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Он считал, что человек сможет стать воспитанным только в случае, если он уважает обычаи и традиции поколений, и сохраняет связь между прошлым и настоящим, поэтому следование народным традициям является неотъемлемой частью процесса воспитания [4].

Заповеди народной педагогики отражены в сказках, эпосах, играх, песнях, пословицах, поговорках и праздниках. Ведущей заповедью народной педагогики является воспитание патриотизма в человеке. Знакомство детей с историей и культурой своего народа, вызывает чувство уважения, гордости за свой народ, стремление стать достойным представителем своей нации. Идея патриотизма пронизывает все формы устного народного творчества: пословицы, поговорки, сказки, песни, героический эпос и находит выражение в образах народных героев, в описании красоты природы.

Важная заповедь народной педагогики – воспитание духовно-нравственных качеств: гуманность, честность, любовь, толерантность. Соблюдение библейских принципов: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, да благо тебе будет», «Худо тому, кто добра не делает никому» нашло отражение во многих жанрах народной педагогики.

Необходимость трудового воспитания как основы существования личности прослеживается в традициях народной педагогики. Труд – это начало воспитания, а конечным его результатом является трудолюбие. Народная педагогика ставит задачу – сформировать трудолюбие, развить нравственные мотивы труда у ребенка еще с раннего возраста. Идеи трудового воспитания мы находим в пословицах: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Под лежачий камень вода не течет» и других.

Исходя из понимания традиций как «исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение идей, взглядов, обычаев, порядков и правил поведения», можно сделать вывод о том, что под традициями народной педагогики понимаются цели, правила и передаваемый опыт воспитания и обучения.

Мудрость и опыт народной педагогики должны быть основой современных образовательных систем, так как в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования основной задачей является не только обучение, но и воспитание детей.

Учитель, используя традиции народной педагогики, формирует национальное самосознание школьников. Осознание себя наследником прошлых поколений прививает любовь к ценностям, как духовной, так и материальной культуры своего народа.

Педагоги школы должны в совершенстве владеть родным языком, обладать знаниями по русской и мировой культуре, воспитывать у школьников терпимость и уважительное отношение к людям любой национальности, любого вероисповедания и культуры.

Материал народной педагогики должен использоваться учителями как на учебных занятиях, так и во внеурочное время. Важно знакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, видами декоративно-прикладного искусства: резьбой по дереву, вышивкой, кружевоплетением. Учитель способствует включению учащихся в национальные игры и виды спорта, знакомит с народными обычаями и ритуалами. Календарные праздники – составляющая часть культуры народа. Они помогают помнить то доброе, что оставили для потомков прошлые поколения. Дети с удовольствием принимают участие в мероприятиях, посвященных новому году, масленице, пасхе, что необходимо учитывать в работе классного руководителя.

Таким образом, использование традиций народной педагогики является проверенным и качественным способом воспитания и обучения детей. Потенциал народной педагогики необъятен, так как она позволяет формировать такие качества у ребенка, как патриотизм, уважение к взрослым, любовь и почтение к своему народу и культурным памятникам.