Полный текст статьи
Печать

С древних времен у разных народов под здоровьем понималось отсутствие болезней, особенно это было выражено в те времена, когда жизнь была мало продолжительной, и считалось удачей – не заболеть. По мере улучшения условий жизни у людей формировалось стремление к более высокому уровню благополучия. Здоровье понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Сохранение и укрепление здоровья нации в настоящее время, утверждение ценностей здорового образа жизни, особенно среди молодежи, объявлено приоритетом в государстве, залогом успешного развития страны и благополучия граждан.

По данным Бюро медицинской статистики РФ к концу школьного периода количество здоровых детей составляет не более 10–12%.

В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников.

В процессе обучения усугубляют состояние здоровья учащихся следующие негативные «школьные» факторы здоровья: интенсификация учебного процесса, недостаток двигательной активности учащихся, перегрузка учебных программ, стрессовые воздействия авторитарной педагогики, неправильное питание, неблагополучное состояние здоровья самих педагогов.

При планировании учебного материала и учебной нагрузки важно учитывать названные факторы.

Культура здоровья школьников формируется в учебное и внеучебное время. В учебное время это происходит при изучении школьных учебных дисциплин, в процессе овладения которыми совершенствуются различные грани личности ученика, культура его поведения, учебного труда и общения на учебных занятиях, прежде всего по физическому воспитанию, ОБЖ, литературе, русскому языку, биологии и другим. Гуманитаризация современного образования подразумевает обогащение содержания этих предметов знаниями о здоровье, ЗОЖ, путях и средствах достижения гармонии человека с собой, окружающим миром, другими людьми.

В рамках других предметов, на которых не говорится о здоровье, также проводятся здоровьесберегающие уроки. Это уроки, на которых учитель формирует интерес к своему предмету; устанавливает доверительные, партнерские отношения, продумывает условия психологического комфорта, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Для здоровьесбережения важен принцип диалогизации в отношении между взрослым и ребенком – результат сотрудничества, сотворчества. Новизна здесь в том, что организация образовательной деятельности детей строится на основе валеологически структурированного занятия. Такой подход позволяет поддерживать умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всего занятия, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Так, изложение теоретического материала необходимо сочетать с практическими заданиями и оздоровительными минутками (гимнастика для глаз, коррекция осанки, релаксации под музыку, самомассаж пальцев рук, ушных раковин и т.д.). На занятиях можно использовать специфические виды деятельности с элементами специального рисования (моделирование), приобщение к устному народному творчеству –(пословицы, поговорки, загадки про здоровый образ жизни). Можно интегрировать уроки по разным предметам: уроки изобразительного искусства и валеологии, иностранный язык с литературой и валеологией.

Оздоровительную направленность несёт личностно-ориентированное образование. Ключевыми идеями личностно-ориентированного образования являются педагогическая помощь и поддержка, отражающие гуманистические позиции педагога во взаимоотношениях с учащимися. Благоприятная психологическая атмосфера на уроке позволяет учащимся более свободно высказывать свое мнение, активнее, раскованнее общаться между собой. Учитель в таких условиях имеет возможность применять метод учебной беседы, в ходе которого обучаемым дается возможность свободно выразить свои мысли, связанные с личным опытом и интересами. Зачастую тема беседы вырастает из рассуждений самих учащихся.

Таким образом, очень важно не упустить время, пока современный школьник растет и развивается, сформулировать каждому педагогу основные задачи сохранения здоровья учащихся в процессе обучения в школе.