Полный текст статьи
Печать

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение тревожности связано с проблемами в удовлетворении возрастных потребностей ребенка. Закрепление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который способствует увеличению и сохранению тревожности. В периоды «возрастных кризисов» тревожность может вызывать острые состояния паники или уныния, влияя на снижение самооценки подростков и формирование их личности.

Ч. Д. Спилбергер выделяет тревожность, как свойство личности, называя два вида тревожности: реактивную и личностную. Тревожность в функциональном походе рассматривается, как субъективный фактор, организующий деятельность личности в целом [1]. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью, возникает как эмоциональный отклик на стрессовую ситуацию. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность человека воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [2].

Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, которая может привести к появлению чувства тревожности, психологического дискомфорта. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий [2]. Полученные А. М. Прихожан данные свидетельствуют о том, что в 8-м классе отмечался внезапный всплеск количества эмоционально благополучных испытуемых с конфликтной самооценкой [3].

В нашем исследовании приняли участие 22 ученика 8-го класса, МБОУ СОШ № 16 города Кирова. Для выявления уровня личностной тревожности подростков мы использовали методику «шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» [3]. Обработав результаты исследования, мы получили данные, приведенные на рис. 1. 

Рис. 1. Распределение респондентов по уровню личностной тревожности 

Анализируя результаты исследования, мы получили, что у 67,5% подростков преобладает нормальный уровень тревожности, то есть определяемый уровень тревожности выступает как свойство, необходимое для адаптации и продуктивной деятельности человека. 18% респондентов не свойственна тревожность, то есть они могут иметь защитную реакцию или для них характерно «чрезмерное спокойствие». У 10% подростков повышен уровень личностной тревожности, он связан с определенным кругом жизненных ситуаций. 4,5% респондентов имеют явно выраженный уровень личностной тревожности, этим подросткам свойственно беспокоиться по различным ситуациям, и они находятся в постоянном эмоциональном напряжении. Если с такими подростками не проводить профилактическую работу, то это может привести к неврозам, замкнутости, депрессивным состояниям. Для профилактики личностной тревожности мы используем интерактивное оборудование сенсорной комнаты: звездный дождь, песочный стол, пузырьковую колонну, нирвану, звездное небо. Это оборудование направлено на работу с эмоциональным состоянием, преодолением страхов, снятием мышечного и психологического напряжения. Работа с подростками в сенсорной комнате поможет скорректировать эмоциональное состояние, преодолеть страхи подростков и повысить самооценку. Различные упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты направлены на стимулирование положительных эмоций и снижение уровня тревожности подростков. Организованная профилактическая работа будет способствовать снижению личностной тревожности подростков, уменьшению её негативного влияния в период возрастного кризиса.