Полный текст статьи
Печать

Многодетная семья – это семья, в которой воспитываются трое или более детей, не достигших своего совершеннолетия [3]. В современном мире все больше внимания уделяется именно таким семьям. Главным образом, это объясняется тем, что в условиях социально-экономического кризиса, роста преступности среди подростков – именно многодетная семья подвержена различным социальным рискам [1].

В педагогической науке выделяют несколько видов многодетных семей: 1) благополучная многодетная семья; 2) многодетная семья в группе риска; 3) неблагополучная многодетная семья; 4) асоциальная многодетная семья [2]. Укажем на их ключевые характеристики.

Благополучная многодетная семья – это семья, процесс воспитания в которой осуществляется в режиме, не требующем вмешательства социального педагога. Неблагополучная семья – это семья, которая имеет низкий социальный статус и не справляется с возложенными на неё функциями. Многодетная семья в группе риска характеризуется некоторыми отклонениями от социальных норм, которые не позволяют отнести ее к благополучной. Асоциальная семья – это семья, процесс взаимодействия с которой протекает наиболее трудоемко. Обычно родители в семье ведут аморальный образ жизни, не уделяя должного внимания детям и не воспитывая их [2].

Особого внимания заслуживает вопрос об организации воспитательного процесса в многодетной семье, а также возникающие при этом психолого-педагогические проблемы, которые мы рассмотрим более подробно.

Дефицит времени родителей на воспитание детей, и дефицит внимания, может сказаться негативным образом на развитии индивидуально-личностных характеристиках детей, их поведении. Такие дети с большей вероятностью вырастают с заниженной самооценкой, им характерна неуверенность в себе. Подростки, испытывающие дефицит внимания, как правило, стремятся к лидерству, пытаясь различными способами «заявить» о себе. Это, в свою очередь, может пагубно отразится на его психическом и физическом здоровье.

Обиженный ребенок, ощущающий нехватку внимания, может по-разному на это реагировать. Он может вести себя агрессивно, неадекватно реагировать на жизненные ситуации, впадать в депрессии. При этом задача родителей не допустить подобного. Родители должны стремиться к созданию благоприятного психологического климата, в котором происходит процесс воспитания, должны уметь грамотно и объективно разрешать противоречия и конфликты в межличностных отношениях.

Проблемы воспитания в многодетной семье могут также определяться мировоззрением и взглядами родителей, полагающих, что старшие дети достаточно самостоятельнее и меньше нуждаются в защищенности и любви, в отличие от младших; недостаточной психолого-педагогической осведомленностью родителей о трудностях, проблемах воспитания и социализации детей, связанных с фактором многодетности, и путей их преодоления.

Учитывая вариативные межличностные отношения в многодетных семьях, и, используя различные методы социального воспитания, отвечающие индивидуальным характеристикам детей, родителям необходимо с раннего возраста формировать у них положительные качества: ответственность, коммуникабельность, соблюдение порядка во всех сферах жизнедеятельности. Очень часто, дети, воспитанные в больших семьях более подготовлены к самостоятельной жизни. Но главное, создать между детьми партнерские отношения для того, чтобы более взрослые всегда защищали младших, а младшие, в свою очередь, всегда могли найти защиту за спиной своих братьев или сестер [3]. При этом родитель сопровождает развитие детей, корректирует их поведение. Сопровождение и коррекция должны носить персонифицированный характер.

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований по рассматриваемой проблеме позволил нам сделать следующие выводы. Многодетная семья в современном мире занимает особое положение, среди других категорий общества. Поэтому одной из первоочередных задач общества, государства, образовательных организаций является поддержка таких семей, оказание помощи в развитии ее социально-воспитательного потенциала. Это становится возможным благодаря реализации социально-педагогического сопровождения детей из многодетных семей.