Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в системе образования приоритетным являются направления, которые создают условия для развития и становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Если обратится к статистическим данным, сигнализирующим о ситуации, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, то становится очевидным увеличение количества лиц, имеющих ОВЗ. Таким детям очень трудно приспособится в среде здоровых сверстников, т.е. сформировать основные компоненты успешности адаптации и обучения. Поэтому задача педагогов, работающих в высших учебных заведениях – этим детям оказать соответствующую помощь. Адекватные методы, организационные формы работы, которые могут заключаться например, в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; в развитии психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; формировании коммуникативных навыков. Целенаправленное воздействие на уже взрослых детей способствуют коррекции имеющихся у них трудностей и улучшают все эмоциональные состояния. Задачи эти очень сложные. Но, возможно, если мы обратимся кроме всего прочего к физиологии развития мозга и психики, эти задачи будут решаться скорее и закрепляться будут стабильнее.

Всем известно «...Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами» [11].  Л. С.  Выготский, еще в те времена отмечал, что развитие ребенка с отклонением в развитии будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы (разные виды художественно-творческой деятельности) для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка» [10].

На важную роль искусства в обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др. Объективно доказано положительное влияние различных форм искусства, таких, как музыка, изобразительное искусство, на детей с ОВЗ.

В последние годы наблюдаются интересные исследования в области механизма влияния искусства на развитие личности ребенка. Каков же этот механизм воздействия на ребенка с проблемами развития, используемый арт-терапией.  Как известно, и правое и левое полушария головного мозга вовлечены во все когнитивные процессы, но степень такой вовлеченности каждого из полушарий изменчива. Правое полушарие преимущественно воспринимающее (перцептивное), а левое – исполнительное. Правое развивается первое и к 7 годам отдает правление левому. Взаимосвязь полушарий мозга помогает сформироваться творчеству, новым идеям, осуществлению этих идей. Полагаем, что влияние арт-терапевтических методов на развитие и обучение человека через чувственное гештальт-полушарие происходит фундаментальней, потому что первое, с чем сталкивается ребенок, – это зрительные образы, воспринимаемые правым полушарием и уже потом закрепляющиеся в левом. И прежде всего педагогам необходимо начинать свою коррекционную и педагогическую деятельность, на любом возрастном этапе, именно с образов, с наглядности. И, конечно же, если у ребенка идет нарушение развития или «поломка» ранее сформировавшийся функции, то метод арт-терапии – это первый метод, с которого необходимо начинать восстановительную реабилитацию (формировать отстающие функции с целых образов). Возможно, заставляя работать правое полушарие по средствам искусства, арт-терапевтических методов, мы тем самым выстраиваем связи в головном мозге для восстановления или развития когнитивных высших психических функций. И как не сказать о принципе социального генеза высших психических функций, выдвинутого Л.С. Выготским, как основном (онто)генетическом законе развития, который гласит, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах: сперва социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Если применить в системе формирование психических процессов с помощью арт-методов и принципа социогенеза Выготского, то вероятнее всего этот процесс пойдет основательней.

Психолого-педагогическое помощь не должна ограничиваться только школой. Эти дети надеются на помощь всех участников образовательного процесса. И от педагогов зависит, насколько легко будет ребенку с ОВЗ приспособиться в среде здоровых сверстников, т.е. сформировать основные компоненты успешности. Это значимый компонент психолого-педагогической помощи в целом.