Полный текст статьи
Печать

Актуальность статьи определяется важностью роли коммуникативной культуры в жизни человека, тем более старшеклассников, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками и закладывается фундамент общественного поведения, общения и понимания ценности каждого человека. От того насколько старшеклассники успешно научатся выстраивать отношения с родителями, учителями сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

О.С. Газман под коммуникативной культурой подразумевает часть базовой культуры личности, обеспечивающей ее готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя, а так же как целенаправленный процесс, который дает возможность развивать и изменять нравственные, умственные и речевые свойства личности через знания, умения, навыки, что позволяет эффективно решать задачи общения [1, с 56].

Изучением коммуникативной культуры у старшеклассников занимались различные авторы. Так, научные исследования Н.В. Жутиковой показали, что коммуникативная культура старших школьников находится на довольно низком уровне. Это может проявляться в неумении общаться и выстраивать отношения со сверстниками, педагогами и родителями [3, с. 201].

Результаты следующего исследования, в котором приняли участие 256 учащихся 8-11 классов и 46 педагогов, показали, что на вопрос «что такое коммуникативная культура?» затрудняются дать ответ 53 % старшеклассников и 7 % учителей. Необходимость обладать сформированными коммуникативными умениями и навыками в современных условиях подтвердили 96% старших школьников. Из них 28% респондентов считают, что коммуникативные навыки нужны современному человеку во всех ситуациях; 32% – в трудовой деятельности; 8% – в ситуациях знакомства с незнакомыми людьми и в новых коллективах; 28% – только в общении с близкими и друзьями. Также результаты исследования показали, что 62% старшеклассников не знают, что такое вербальное и невербальное общение [2, с. 61].

Результаты анкетирования наглядно показали, что большинство современных старшеклассников испытывают серьезные трудности в межличностном общении, а именно: не всегда могут наладить контакт с другими людьми; не умеют контролировать свои эмоции и поведение; не хотят понять и выслушать точку зрения другого человека; неадекватно воспринимают окружающих; не проявляют интереса к другому человеку, как к личности.

Связано это, в первую очередь, с тем, что в школе не уделяется должного внимания задаче формирования коммуникативной культуры у нынешних старшеклассников, большинству из которых предстоит в будущем работать с другими людьми.

Мы полагаем, что это связано с отсутствием знаний о психологии межличностного общения, правилах этикета, неуверенностью в себе, неумением вести себя в конфликтных ситуациях, крайне низкой культурой речи.

В свою очередь мы полагаем, что наиболее эффективным средством повышения коммуникативной культуры старшеклассников будет являться тренинг невербального общения. Тренинг невербального общения –  это организация специальной деятельности по развитию как межличностного общения, так  и общения на уровне жестов [2, с. 256].

Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами [4, с. 65].

Старшим школьникам очень важно научиться правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации. Особое значение имеет это для установления контакта со сверстниками, для передачи информации друг другу, для правильного понимания смысла этой информации.

Представляется целесообразным расширить перечень, добавив еще ряд компонентов, которые могут повышаться с помощью тренинга невербального общения:

-                    Чувствительность к невербальной экспрессии собеседников – способность адекватно фиксировать нюансы переживаний, выражающихся в позах, мимике, жестах.

-                   Социальная наблюдательность.

-                   Гибкость ролевых позиций в общении.

-                   Социальная рефлексия, самосознание себя как субъекта общения.

-                   Самоконтроль.

Повышение каждой из этих составляющих может быть поставлено в качестве частной задачи тренинга невербального общения для старшеклассников.

Таким образом, тренинг невербального общения поможет преодолеть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения, повысить коммуникативную культуру старшеклассника.