Полный текст статьи
Печать

Развитие коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка – подростковый возраст, когда основным видом деятельности становится общение. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал в подростковом возрасте. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть для той категории младших школьников, которые в силу различных отклонений психического или физического плана не могут вести полноценную жизнь. Для них очень важно иметь сформированную коммуникативную способность, что позволит преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.

Под коммуникативными способностями В.Г. Белинский понимал способности природной силы личности, или её возможности [4]. По Б.М. Теплову, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого [1]. С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности [3].

Коммуникативные способности – вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности. Изучением коммуникативных способностей детей занимались многие психологи, педагоги и медицинские специалисты. Большая часть специалистов склоняется к тому мнению, что коммуникативные способности находятся в прямой зависимости от уровня развития лексики ребенка с ОВЗ [2].

Также Д. Б. Эльконин пишет, что развитие коммуникативных способностей и в том числе лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социально-культурного уровня семьи, так как словарь усваивается ребенком в процессе общения [5].

Формирование коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является одной из приоритетных задач школы. Результативность процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения. Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, А.С. Валявского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, и др.

Для этого возраста характерно, что у ребенка в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста – возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий, и контроль над его исполнением. Таким образом, младший школьник – это ребенок, в возрасте от 6–7 до 10 лет, который проходит обучение в 1–4-х классах средней общеобразовательной школы.

С учетом особенностей возраста и общения младших школьников была разработана программа по развитию коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Цель программы– развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ, активизация речевого поведения, развитие качеств ума, развитие культуры поведения. Кроме того, одной из задач проводимых занятий, было развитие познавательных интересов детей, что крайне важно для детей с ОВЗ. Занятия по развитию коммуникативных способностей, активизации речевого поведения и обогащения лексики ребенка с ОВЗ осуществлялись преимущественно через игру и игровое общение. Также использовался метод наблюдения за детьми.

После проведения соответствующей программы, мы ожидаем повышение уровня развития коммуникативных способностей у детей с ОВЗ.