С древнейших времен воображение приравнивалось к творчеству, которое воспринималось как естественное качество человека, данное ему от природы. Воображение непрерывно связанно с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность, фантазировать и создавать новое, находить оригинальные решения и решать нестандартные задачи.
Изучением воображения дошкольников занимались исследователи: Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.И. Ефремов, В.Т. Кудрявцев Е.И. Николаева. Авторы отмечают, что воображение является одним из компонентов общей структуры личности и его развитие способствует развитию личности ребенка в целом.
Воображение начинает интенсивно развиваться, начиная примерно с четырех лет. В 5–6 лет воображение обуславливает особую творческую деятельность, которая превращается в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение все более приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Следует отметить, что не у всех детей развивается достаточный для возрастной нормы уровень воображения.
Несмотря на давнюю историю исследования воображения и разработки методов его развития, в литературе в основном раскрывается суть педагогического процесса по развитию воображения у дошкольников. В то же время для развития воображения необходима более глубокая целенаправленная работа, которую может выполнять только психолог как квалифицированный специалист.
Деятельность психолога по развитию воображения дошкольников включает: диагностику уровня и характеристик развития воображения у детей; разработку программ по целенаправленному развитию воображения на основе полученных результатов диагностического обследования; исследование динамики развития воображения во время проведения коррекционно-развивающей работы; консультации с родителями и педагогами по оказанию им помощи и поддержки в развитии воображения у детей.
На наш взгляд, роль психолога заключается в том, что, в отличие от воспитателя, он имеет больше возможностей создавать для детей условия, совокупность которых поможет ребенку в целенаправленном развитии его воображения.
По данной теме нами было проведено эмпирическое исследование.
Гипотеза исследования состояла в следующем. Процесс развития воображения детей 5–6 лет психологом будет эффективным при соблюдении следующих условий:
– знание психологических особенностей развития воображения у детей 5–6 лет;
– диагностика уровня и особенностей развития воображения у детей 5–6 лет;
– разработка и реализация программы коррекционно-развивающей работы по развитию воображения у детей 5–6 лет.
Исходная диагностика воображения детей с помощью комплекса методик показала, что большинство детей 5–6 лет обладают нормативным уровнем выраженности показателей воображения. В данной выборке были выявлены дети со сниженным и низким уровнем развития воображения во всех его проявлениях в соответствии с полученными диагностическими данными. Эти дети составили экспериментальную группу.
В соответствии с результатами диагностики детей экспериментальной группы была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа по развитию воображения. Программа была основана на методах театрализованной игры и состояла из 20 занятий различной тематики. В результате отмечалось повышение общего интереса к творчеству и развитие воображения.
После реализации программы, была проведена итоговая диагностика уровня и характеристик воображения детей экспериментальной группы по тем же методикам. В результате сравнения диагностических данных до и после участия детей экспериментальной группы в коррекционно-развивающей программе по развитию воображения были выявлены изменения, которые свидетельствуют о повышении уровня показателей воображения по всем методикам.
Гипотеза исследования подтвердилась, действительно, знание психологических особенностей развития воображения, его диагностика, разработка программы по результатам диагностики на основе театрализованной деятельности позволяет развивать воображение у детей 5–6 лет.
Проведенное эмпирическое исследование позволяет нам сделать следующие выводы. Исследования по данной теме должны проводиться в соответствии с возрастными особенностями детей на основе глубокого и всестороннего анализа развития воображения детей в соответствии с психологическими характеристиками возраста. В работе психолога по развитию воображения детей необходимо в обязательном порядке учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при разработке программ развития и коррекции.