Заинтересованность исследователей в изучении эмпатии не снижается на протяжении многих лет, но до сих пор не существует единого мнения относительно этого понятия. Можно выделить три основных подхода к определению термина эмпатия:
Эмпатия – способность личности понимать переживания другой и сопереживать ей в процессе межличностного общения [1].
Эмпатия – эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого человека [2].
Эмпатия – особый психический акт, позволяющий реагировать определенным образом на эмоции и переживания другого человека [3].
В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что эмпатия – это способность личности понимать переживания другого человека и эмоционально отзываться на них в процессе межличностного взаимодействия. Не смотря на достаточно широко представленные исследования эмпатии, остается актуальным исследование развития эмпатии в младшем подростковом возрасте. Сложность изучения эмпатии в этом возрасте обусловлена тем, что это кризисный период возрастного развития человека. В этот период происходит множество изменений. Особое внимание следует уделить импульсивности, неустойчивости нравственных ценностей и убеждений младшего подростка. Ведущим видом деятельности становится общение. Для младшего подростка становится важным установление доверительных отношений со сверстниками, основанных на равенстве, уважении и взаимопонимании. Развитое чувство эмпатии способствует установлению сбалансированных межличностных отношений, освоению нравственных форм поведения у подростков [4].
Наше исследование направлено на изучение возможностей использования средств видеокейсов для развития эмпатии у младших подростков. Для исследования эмпатии нами применялся ряд методик: методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатических способностей», методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии», «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте 12–13 лет МОАУ «Лицей №21» города Кирова. Результаты исследования эмпатии у младших подростков обобщены и представлены в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Выраженность уровней эмпатии у младших подростков
Из рисунка видно, что высокий уровень эмпатии характерен для 24% испытуемых. Что характеризует их стремление понимать окружающих, низкую конфликтность, отзывчивость, умение прощать. Младшие подростки с высоким уровнем эмпатии с интересом относятся к окружающим.
Также в выборке нами были выявлены 36% (18 человек) младших подростков со средним уровнем эмпатии. Для них не характерна и не свойственна особая чувствительность. Они привыкли держать свои чувства и эмоции под контролем. Сопереживание и сочувствие к окружающим проявляют в определенных обстоятельствах.
Низкий уровень эмпатии диагностирован у 40% (20 человек) испытуемых. Младшие подростки с низким уровнем эмпатии не умеют выражать свои чувства и эмоции социально-приемлемым способом. При проявлении эмпатии они сталкиваются с рядом трудностей, которые преодолевают уходом от ситуации.
В условиях современного общества, когда информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого, использование видеокейсов как средства развития эмпатии в младшем подростковом возрасте, на наш взгляд, будет эффективным. Среди возможностей использования видеокейсов для достижения целей исследования можно выделить следующее: возможность самостоятельной разработки видеокейсов; повышение эффективности использования программы с применением видеокейсов за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации; приобретение младшими подростками эмоционального опыта, анализ вариантов поведения личности в одной и той же ситуации в зависимости от обстоятельств; возможность отработки практических навыков проявления эмпатии.
Таким образом, выявлено, что младший подростковый возраст является сензитивным периодом для развития эмпатии, а видеокейсы имеют ряд возможностей для достижения эффективности программы, направленной на развитие эмпатии.