Полный текст статьи
Печать

Актуальность проблемы коррекции самооценки старших дошкольников не вызывает сомнения в свете того, что в целом данный психологический феномен является центральным звеном саморегуляции личности.

Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы изучить эффективные формы и методы самооценки старших дошкольников в деятельности психолога.

Нами была проведена экспериментальная работа, в которой принимали участие 67 детей на констатирующем этапе, а на формирующем – 30 детей. Это были дети групп подготовки к школе из МКДОУ № 9 и № 7 г. Кирова. Из них 15 человек входили в экспериментальную группу и 15 человек в контрольную.

Посредством наблюдения и с помощью методики «Какой Я?» (Р.С. Немов) [2] мы определяли уровень самооценки у старших дошкольников.

В таблице 1 отражены результаты констатирующего этапа эксперимента – процентное соотношение старших дошкольников по уровню адекватности и самооценки. Эти данные стали основой для комплектования коррекционной группы и разработки программы по коррекции самооценки старших дошкольников (формирующая часть).

Таблица 1

Процентное соотношение старших дошкольников по адекватности и уровню самооценки по выборке в целом на констатирующем этапе эксперимента

 

Неадекватная

Смешанная

Адекватная

Очень низкая

10,4 (7 чел.)

Низкая

4,5 (3 чел.)

7,3 (5 чел.)

0,4 (1 чел.)

Средняя

15,0 (10 чел.)

15,0 (10 чел.)

Высокая

18,0 (12 чел.)

Очень высокая

15,0  (10 чел.)

12,0 (8 чел.)

0,4 (1 чел.)

 

Цель программы – создание психолого-педагогических условий для повышения уровня и адекватности самооценки старших дошкольников, а именно коррекции следующих нарушений самооценки: очень низкая неадекватная самооценка, низкая неадекватная самооценка, низкая смешанная самооценка, средняя смешанная самооценка, очень высокая неадекватная самооценка.

В соответствии с этим были обозначены четыре основных этапа работы (познание других, самопознание, адекватное отношение к себе, позитивное отношение к себе), целевая направленность которых соответствовала поставленным задачам, и определено содержание занятий.

Работа по коррекции опиралась на следующие принципы.

  1. Сочетание диагностики и коррекции.
  2. Развитие личности в игре.
  3. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  4. Акцентирование положительного эффекта работы.
  5. Привлечение социального окружения.

Общая продолжительность программы составила 32 часа, в том числе занятия с родителями в форме индивидуальных бесед и родительских собраний (4 часа).

После проведения коррекционной программы по параметру адекватности самооценки показатели следующие (Таблица 2).

Таблица 2

Процентное соотношение старших дошкольников

по адекватности и уровню самооценки (контрольный этап) 

Адекватность 

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Смешанная

Адекватная

Неадекватная

Смешанная

Очень низкая

13,4 (2 чел.)

Низкая

6,7 (1 чел.)

13,3 (2 чел.)

Средняя

40,0 (6 чел.)

40,0

(6 чел.)

33,3 (5 чел.)

Высокая

20,0 (3 чел.)

Очень высокая

33,3  (5 чел.)

 

В результате эксперимента была подтверждена гипотеза, что деятельность психолога по коррекции самооценки старших дошкольников действительно эффективна, если реализуется программа по коррекции. Эта программа больше способствует коррекции следующих нарушений самооценки: очень низкая неадекватная самооценка, низкая неадекватная самооценка, низкая смешанная самооценка, очень высокая неадекватная самооценка, чем коррекции средней смешанной самооценки. Она приводит к повышению адекватности самооценки и ее усреднению.

Таким образом, научная ценность полученных результатов состоит в теоретическом обосновании проблемы организации деятельности психолога по коррекции самооценки старших дошкольников, техническом оснащении ее решения в виде авторской программы, эффективность которой прошла экспериментальную проверку.