Актуальность проблемы коррекции самооценки старших дошкольников не вызывает сомнения в свете того, что в целом данный психологический феномен является центральным звеном саморегуляции личности.
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы изучить эффективные формы и методы самооценки старших дошкольников в деятельности психолога.
Нами была проведена экспериментальная работа, в которой принимали участие 67 детей на констатирующем этапе, а на формирующем – 30 детей. Это были дети групп подготовки к школе из МКДОУ № 9 и № 7 г. Кирова. Из них 15 человек входили в экспериментальную группу и 15 человек в контрольную.
Посредством наблюдения и с помощью методики «Какой Я?» (Р.С. Немов) [2] мы определяли уровень самооценки у старших дошкольников.
В таблице 1 отражены результаты констатирующего этапа эксперимента – процентное соотношение старших дошкольников по уровню адекватности и самооценки. Эти данные стали основой для комплектования коррекционной группы и разработки программы по коррекции самооценки старших дошкольников (формирующая часть).
Таблица 1
Процентное соотношение старших дошкольников по адекватности и уровню самооценки по выборке в целом на констатирующем этапе эксперимента
|
Неадекватная |
Смешанная |
Адекватная |
Очень низкая |
10,4 (7 чел.) |
– |
– |
Низкая |
4,5 (3 чел.) |
7,3 (5 чел.) |
0,4 (1 чел.) |
Средняя |
– |
15,0 (10 чел.) |
15,0 (10 чел.) |
Высокая |
– |
– |
18,0 (12 чел.) |
Очень высокая |
15,0 (10 чел.) |
12,0 (8 чел.) |
0,4 (1 чел.) |
Цель программы – создание психолого-педагогических условий для повышения уровня и адекватности самооценки старших дошкольников, а именно коррекции следующих нарушений самооценки: очень низкая неадекватная самооценка, низкая неадекватная самооценка, низкая смешанная самооценка, средняя смешанная самооценка, очень высокая неадекватная самооценка.
В соответствии с этим были обозначены четыре основных этапа работы (познание других, самопознание, адекватное отношение к себе, позитивное отношение к себе), целевая направленность которых соответствовала поставленным задачам, и определено содержание занятий.
Работа по коррекции опиралась на следующие принципы.
- Сочетание диагностики и коррекции.
- Развитие личности в игре.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка.
- Акцентирование положительного эффекта работы.
- Привлечение социального окружения.
Общая продолжительность программы составила 32 часа, в том числе занятия с родителями в форме индивидуальных бесед и родительских собраний (4 часа).
После проведения коррекционной программы по параметру адекватности самооценки показатели следующие (Таблица 2).
Таблица 2
Процентное соотношение старших дошкольников
по адекватности и уровню самооценки (контрольный этап)
Адекватность Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
Смешанная |
Адекватная |
Неадекватная |
Смешанная |
|
Очень низкая |
– |
– |
13,4 (2 чел.) |
– |
Низкая |
– |
– |
6,7 (1 чел.) |
13,3 (2 чел.) |
Средняя |
40,0 (6 чел.) |
40,0 (6 чел.) |
– |
33,3 (5 чел.) |
Высокая |
20,0 (3 чел.) |
– |
– |
– |
Очень высокая |
– |
– |
33,3 (5 чел.) |
– |
В результате эксперимента была подтверждена гипотеза, что деятельность психолога по коррекции самооценки старших дошкольников действительно эффективна, если реализуется программа по коррекции. Эта программа больше способствует коррекции следующих нарушений самооценки: очень низкая неадекватная самооценка, низкая неадекватная самооценка, низкая смешанная самооценка, очень высокая неадекватная самооценка, чем коррекции средней смешанной самооценки. Она приводит к повышению адекватности самооценки и ее усреднению.
Таким образом, научная ценность полученных результатов состоит в теоретическом обосновании проблемы организации деятельности психолога по коррекции самооценки старших дошкольников, техническом оснащении ее решения в виде авторской программы, эффективность которой прошла экспериментальную проверку.