Полный текст статьи
Печать

В отечественной психологии проблемой лидерства занимались такие известные социальные психологи, как Г.М. Андреева, Т. Бендас, И.П. Волков, Э.А. Ганцева, В.Д. Гончаров, Д.М. Гвишиане, Ю.А. Замошкин, В.И. Зацепин, А.В. Карпов, И.С. Кон, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, М.С. Полянский, И.С. Полонский, А.Л. Свенцицкий, А.Г. Сорокова, Л.И. Уманский и др. Несмотря на разные исследуемые аспекты заявленной проблемы, авторы в большинстве своем изучают личностные свойства лидера, антиципирующую мотивацию лидерства, роль социальной среды в становлении лидера и др.

Существуют различные определения лидерства. По мнению Б.Д. Парыгина, лидерство – это один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный преобладающими в обществе социальными отношениями [1].

Базой для исследования выступила областная очно-заочная школа «Лидер» – 115 старшеклассников в возрасте от 16 до 17 лет, из них 67 девушек и 48 юношей. Методический аппарат исследования: опросник «Лидерский потенциал» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, факторный личностный опросник Р. Кеттела [2]; методы количественной и качественной обработки результатов [3].

Пилотажное исследование состояло из четырех этапов: 1-й этап – изучение состояния лидерского потенциала старшеклассников («Лидерский потенциал» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого); 2-й этап – определение личностных детерминант старшеклассников (факторный личностный опросник Р. Кеттела); 3-й этап – выявление наличия и характера взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств у старшеклассников (коэффициент ранговой корреляции r Спирмена); 4-й этап – оценка эффективности тренинговой программы по развитию лидерских качеств у старшеклассников.

В ходе количественной̆ обработки данных и качественного анализа результатов было выявлено, что 44% старшеклассников имеют средний уровень лидерского потенциала, у 23,58% – уровень лидерского потенциала выше среднего, что говорит о значительно выраженных лидерских качествах и только 32,41% учеников имеют низкий уровень лидерского потенциала. Старшеклассников, обладающих высоким уровнем лидерского потенциала, высокими организаторскими и коммуникативными способностями, отличает четкость постановки целей деятельности, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения, и как следствие, организованность обучения. Им свойственны энергичность, быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой, готовность к долговременной организации усилий по достижению целей. В ходе данного исследования установлено, что высоким уровнем лидерского потенциала обладают более активные, успешные в учебе старшеклассники, занимающиеся научной деятельностью, спортом, участвующие во внутришкольных, межшкольных, всероссийских, международных олимпиадах, культурно-массовых мероприятиях.

Определение своего места в жизни, формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание, формирование лидерской позиции школьника – все это происходит в школьной жизни. Для этого возраста характерно жизненное самоопределение, активный поиск себя и экспериментирование в различных ролях, становление мировоззрения и взятие на себя лидерских функций. Таким образом, можно ожидать, что старшеклассники с высоким и средним уровнями лидерского потенциала будут более успешными в учебной и профессиональной деятельности. 

Программа развития личностных качеств у старшеклассников проведена со старшеклассниками  с высоким и низким уровнями лидерского потенциала раздельно. Для выявления направленности и эффективности изменений показателей лидерского потенциала  старшеклассников был применен  Т-критерий Вилкоксона. Анализ полученных данных по выраженности лидерского потенциала  свидетельствует о том, что благодаря развитию личностных качеств связанных с лидерством, число учеников с низким уровнем лидерского потенциала к концу проведения тренинга значительно сократилось (Тэмп.= 11; p ≤ 0,01), следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы. Таким образом, тренинговые занятия, направленные на формирование отдельных личностных качеств, способствуют повышению уровня лидерского потенциала старшеклассников. У старшеклассников с высоким уровнем лидерского потенциала произошли существенные сдвиги в сторону его повышения. После пилотажного эксперимента количество старшеклассников с низким уровнем лидерского потенциала уменьшилось, а количество старшеклассников со средним и высоким уровнями лидерского потенциала увеличилось. Из полученных данных мы делаем вывод, что у старшеклассников с выраженным уровнем лидерского потенциала преобладают волевые качества, они способны преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивы, умеют разумно рисковать, инициативны и предпочитают работать без мелочной опеки, независимы, хорошо приспосабливаются к новым условиям и требованиям, требовательны к себе и другим, критичны, стрессоустойчивы, решительны, не теряют самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях. Старшеклассника с выраженными лидерскими качествами отличает неравнодушное, всестороннее познание окружающей действительности, что, в свою очередь, позволяет быть впереди других.

Существует взаимосвязь между лидерским потенциалом и личностными качествами у учеников старших классов: чем выше уровень лидерского потенциала у старшеклассников, тем выше выраженность доминирования, совестливости, смелости, доверчивости, проницательности, независимости и самоконтроля.