Полный текст статьи
Печать

Проблема ликвидации неуспеваемости учащихся − одна из серьезных психолого-педагогических проблем. Приобщение учащихся к полноценному овладению стандартами образовательной программы, формирование у них активной позиции по отношению к процессу обучения – основная цель педагогических влияний школы и семьи.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны как психологов, так и педагогов: А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Цетлин, М. А. Данилов, Ю.К. Бабанский, М.А. Гальмонт и др. В.С. Цетлин характеризует школьную неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения.

А.М. Гельмонт выделяет три категории неуспеваемости: категория глубокого и общего отставания, категория частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости, категория эпизодической неуспеваемости [2].В зависимости от выделенных категорий рассматриваются причины неуспеваемости учащихся. Ю.К. Бабанским выделены причины неуспеваемости внешнего и внутреннего плана. Причины внутреннего плана: дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены проблемы социально-педагогического характера [1].

В статье мы рассматриваем причины неуспеваемости внешнего плана, выделяя факторы тревожности по отношению к учению и изучая мотивацию обучения детей младшего подросткового возраста. Неуспевающий ученик часто имеет недостаточную сформированность мотивационной сферы, сложности в освоении способов познавательной деятельности, повышенную тревожность по отношению к учению [4]. В таком случае использование факторов дисциплинарного воздействия не приносит желаемых результатов.

Для определения факторов тревожности учеников мы использовали методику диагностики уровня школьной тревожности Л.Дж. Филлипса [5]. Результаты исследования представлены ниже (рисунок 1, 2). 

Рис. 1. Факторы школьной тревожности 5Д класса 

Рис. 2. Факторы школьной тревожности 6В класса. 

Для определения уровня мотивации учащихся мы использовали методику оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Результаты исследования представлены на рисунке 3.

 

Рис. 3.Уровни мотивации 5 «Д» и 6 «В» классов 

Анализ полученных данных показал, что ученики с эпизодической неуспеваемостью испытывают проблемы в сфере мотивации: 50% имеют сниженный уровень мотивации, выражающийся в положительном отношении к школе, но сниженном интересе к процессу обучения; 25% имеют низкую мотивацию к учению; 25% испытывают школьную дезадаптацию, а также имеют высокие показатели общей тревожности в школе, страха ситуации проверки знаний, страха несоответствовать желаниям окружающих. Среди учащихся с частичной, но устойчивой неуспеваемостью 50% учеников имеют высокую мотивацию к учению, но повышенный страх самовыражения, 50% имеют низкую мотивацию и высокие показатели страха самовыражения, страха несоответствовать ожиданиям окружающих, проблем в отношениях с учителями и взрослыми.

Таким образом, данные исследования подтвердили частичную обусловленность ученической неуспеваемости причинами внешнего плана. В качестве преодоления страхов самовыражения и страхов в отношениях с учителями, наблюдаемых у неуспевающих учащихся, рекомендовано создание «ситуации успеха» и совместная работа учителя с учеником, включающая доверительное отношение к ученику и веру в его способности. Для двоих учеников с отставанием, но высокой мотивацией к учебе и отсутствием тревожности, рекомендованы меры по преодолению ученической неуспеваемости по причинам внутреннего плана.