Полный текст статьи
Печать

В живой природе особое место отведено животному миру. Все животные, населяющие нашу планету, гармонично вписываются в естественные экосистемы. Но не ко всем животным дети относятся положительно. На отношение к животным влияют как этические, так и  эстетические аспекты. По результатам исследований традиционно являются «нелюбимыми»: паук, лиса, червь, волк, лягушка и др. [1].

Причины развития негативного отношения к природным объектам  в целом и к животным в частности обстоятельно изложены в трудах С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, разработавших  в 90-х гг. XX века концепцию экологического образования – экологическую психопедагогику. Ученые экспериментально доказали, что отрицательному отношению детей к животным могут способствовать следующие причины: отвратительный внешний вид, неприятный голос некоторых видов животных, вызывающие у людей отрицательные эмоции; непонятные свойства биологии; легенды, предрассудки, суеверия, а также приносимый животными вред [2, 3].

Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии, в том числе в экологической психопедагогике. Основоположниками теории отношений по праву считают В.Н. Мясищева, который, развивая идеи, заложенные еще А.Ф. Лазурским, разработал достаточно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. По мнению В.Н. Мясищева, отношения человека представляют «...целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» [4, с. 36].

Отношения человека многообразны. Обычно говорят об экономических, правовых, эстетических, нравственно-этических, межличностных и других видах отношений. По мнению В. Н. Мясищева существует три основные группы отношений:

а) отношения человека к людям;

б) отношение его к себе;

в) отношение к предметам внешнего мира [4].

Учеными И. Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Т. Суравегиным, Л.П. Симоновой доказано, что субъективное отношение к окружающей среде определяет формирование экологической культуры личности [5, 6].

Чтобы помочь детям преодолеть негативное отношение к нелюбимым животным, педагогу необходимо знать общевозрастные закономерности развития отношения к природе детей младшего школьного возраста.

С.Д. Дерябо доказал, в младшем школьном возрасте происходит существенное изменение характера отношения к природе. В процессе социализации ребенок преодолевает эгоцентризм, начинает четко отделять свое «Я» от окружающего мира, субъективное от объективного и т.д. Расширение жизненного опыта младшего школьника приводит к тому, что природные объекты в процессе взаимодействия с ними начинают субъектифицироваться. Этот переход ярко демонстрирует то, что у младшего школьника вопрос «зачем» сменяется вопросом «почему» [2].

В этот период для наибольшей результативности работы над коррекцией негативного отношения к нелюбимым животным необходимо использовать уточняющие вопросы наилучшего усвоения содержания и вопросы с использованием следующих методов экологической психопедагогики:

1. экологическая идентификация, заключающаяся в педагогической актуализации, постановке личности себя на место какого-либо природного объекта, погружение себя в пространство, ситуацию, обстоятельство, в которых он находится.

2. экологическая рефлексия, заключающаяся в педагогической актуализации анализа личностью своих действий и поступков, направленных на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности.

3. экологическая эмпатия, заключающаяся в педагогической актуализации сопереживания личностью состояния объекта, сочувствие ему [2].

С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин определили предпосылки негативного отношения к животным, связанные главным образом с естественными (врожденными), социальными (приобретенными) психологическими релизерами, а также получаемыми школьниками «экологическими сведениями» об их «вредности», ядовитости, опасности, антисанитарности и т. д.

Естественные психологические релизеры действуют в процессе непосредственного восприятия природного объекта, они являются «естественными», инстинктивными реакциями (внешний вид животного, особенности его строения, поверхности тела и т.д.). Значение же социальных релизеров вырабатывается социумом (влияние легенд, предрассудков, суеверий).

Таким образом, в настоящее время стало очевидно, что проблемы охраны природы и экологического образования не могут успешно решаться без четкого представления о причинах того или иного поведения людей, о системе психологических механизмов, направляющих процесс развития субъективного отношения к различным природным объектам и природе в целом. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов и психологов. К сожалению, проявления детской жестокости по отношению к «нелюбимым» животным – нередкое явление.

Наличие у младших школьников негативного отношения к животным связано с действием естественных и социальных психологических релизеров. В целях осуществления коррекции отношения младших школьников к «нелюбимым» животным следует целенаправленно осуществлять отбор таких произведений, в которых животные наделены положительными социальными релизерами, а также использовать методы экологической психопедагогики: идентификации, эмпатии и рефлексии.