Полный текст статьи
Печать

Семья всегда являлась полноправным и неотъемлемым участником воспитательного процесса. А.В. Харчев определял понятие семьи так: «Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностями общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [3]. В семье происходит формирование характера, нравственных ценностей, ориентиров и идеалов ребенка. А также семья является для ребенка первым маленьким социум, в котором у ребенка складывается первое целостное представление об обществе, через семью происходит его социализация.

В научной литературе термин «семейное воспитание» определяется как целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести ребенка, предполагающее психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества. [4] Главная цель семейного воспитания заключается в формировании личности ребенка.

Взаимодействие членов семьи как субъектов семейного воспитания не может обходиться без конфликтов. В кратком психологическом словаре понятие «конфликт» определяется как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. [2]. К основным причинам конфликтов в семейном воспитании можно отнести: тип внутрисемейных отношений; неэффективность отношения родителей к ребенку; стиль родительского воспитания. По типу внутрисемейных отношений выделяют гармоничный и дисгармоничный типы. При гармоничном типе взаимоотношений происходит сотрудничество, взаимодействие и равноправие всех членов семьи, существует сформированное семейное «Мы». Родители общаются со своим ребенком доброжелательным тоном, направляют его, прислушиваются к его мнению. Все это способствует благоприятному психологическому климату для развития ребенка. Для дисгармоничного типа характерны постоянные конфликты между супругами, напряженность. Происходит нарушение психологического климата, что негативно сказывается на ребенке. А. Я. Варга, В. А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

1)     педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т. е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;

2)     некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;

3)     личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

4)     особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.

Все эти четыре типа неблагоприятно воздействуют на ребенка, у родителей и детей проявляется неспособность прийти к конструктивному решению.

В конфликтологии выделяют следующие технологии разрешения конфликтов: победа или выигрыш одной из сторон (доминирование); уступки обеих сторон (компромисс); взаимовыгодное решение (сотрудничество или интеграция).

Если конфликт завершается победой одной из сторон (вплоть до истребления одной или обеих сторон), то считается, что этот, конфликт лишь приостановлен «до лучших времен», но не разрешен. Если родители используют такую технологию и при этом в приказном тоне, то сами того не замечая, они показывают ребенку, что всегда можно добиться того, что ты хочешь, при этом не считаясь с мнением другого. В этом случае дети, будучи очень восприимчивы к манерам родителей, будут им подражать. Используя эту же технологию, но при этом мягко и настойчиво требуют от ребенка приятие стороны родителя, они также дают ребенку следующее правило: его личные интересы, желания, потребности не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители.  Таким образом, при использовании доминирования в разрешениях конфликтов дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, у детей происходит накопление агрессивности, либо чрезмерная пассивность. Но в любом случаи, происходит накопление обиды, что приводит к не доверительным отношениям ребенка с родителями.

Второй способ завершения конфликтной ситуации – ее урегулирование, т.е. успешное побуждение (или принуждение) одного из противников к тому или иному способу действий. В конфликтах люди зачастую спонтанно принимают решение и, не успев даже подумать, как им действовать, используют определенные стратегия и стили поведения. В этом выборе особенно хорошо видны опасения или страх перед конфликтом (стремление любыми путями его избежать) либо, напротив, стремление к нему (соперничество, конфликтность). Обе эти позиции не позволяют человеку действовать конструктивно, преодолевать расхождения во взглядах и напряженность в отношениях.

Третий способ – интеграция, в основе которой лежат установки толерантности (ответственность и свобода, признание прав каждой из сторон на собственное мнение и соответствующие действия, умение учесть другого человека и т.д.). Она открывает принципиально новые возможности. Для достижения согласия необходимы ясность и открытость, выявление всех различий и наиболее существенных противоречий, которые открывают путь к интеграции, благодаря чему может быть создано нечто новое и ценное, и конфликт как явление станет точкой, с которой начинается прогрессивное развитие. Интеграция – тот путь, который наиболее эффективен в принятии любых решений, но он осложняется отсутствием соответствующих установок, ценностей, да и просто знаний. Непременное стремление сторон к победе, нежелание понять и учесть мнение другой стороны приводят к тупиковым ситуациям. Вместо конструктивных предложений – эмоциональные реакции, в которых отсутствует рациональное зерно. Такая технология способствует гармоничному выходу обеих сторон из конфликта, без ущемления прав кого-либо. Используя такую технологию, родители показывают, что мнение и интересы, желания ребенка являются важными для них. Все это, безусловно, способствует хорошим взаимоотношениям родителя и ребенка.

Конфликт может иметь различные последствия в зависимости от сформировавшихся установок и воспитания: для одних он станет творческой силой, способствующей достижению нового уровня продуктивной деятельности и отношений; для других останется неизбежным злом [1, c. 202].

Таким образом, основываясь на анализе литературы, мы можем сделать вывод, что правильный выбор технологии разрешения конфликтной ситуации в семейном воспитании является одной из главных составляющих благополучия семейного воспитания и гармоничного развития личности ребенка.