Главная функция современной школы – формирование разносторонне и гармонично развитой личности. В ее формировании эстетической культуре принадлежит значительная роль. Отношение к миру в плане эстетики складывается у человека в течение всей жизни. Но с точки зрения эстетического развития не все возрастные этапы равноценны. Такие классики педагогики как А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, при анализе данной проблемы, первостепенное значение уделяли младшему школьному возрасту. Анализ педагогической, психологической и философской литературы указывает на то, что ключевым средством для формирования эстетической культуры личности является искусство. Формирование основ эстетической культуры в школе возможно на уроках изобразительного искусства, труда, но все же одним из важных предметов является литература, так как в учебных планах ей уделяется большее количество часов.
Эстетика – это часть философии, учение о прекрасном в искусстве и в реальности, о всеобщих законах искусства, эстетического воспитания и художественного творчества человека. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе значит «ощущение, чувство». Эстетическая культура – очень важная часть духовного облика личности.
Она является показателем уровня эстетического воспитания и развития, то есть развития внутренних сил человека. Формирование эстетической культуры – это целенаправленный процесс влияния на личность ребёнка для развития у него способности видеть красоту искусства, окружающего его мира, создавать ее. В этот процесс входят формирование эстетического отношения к труду, искусству, быту и прочее. Формировать основы культуры необходимо с детства. Эстетическая культура младших школьников означает симбиоз эстетических навыков, знаний, чувств, убеждений и социальных норм. Характерными функциями эстетической культуры являются [2]:
– информационно-познавательная, которая реализуются в знаниях человека;
– ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, ценностях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;
– деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;
– коммуникативно-регулятивная, проявляющаяся в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности [1, с. 226].
Литература – общедоступное, эффективное направление искусства для формирования эстетической культуры младшего школьника. До того, как школьник сможет самостоятельно осваивать эмоциональные оттенки слов, учитель подготавливает его к восприятию литературного произведения, которое требует высокого уровня эмоциональной и эстетической культуры педагога. Выразительное чтение педагога развивает у учащихся способность улавливать эмоциональную окраску слова, а это умение – начало не только искусства, но и богатой, полноценной интеллектуальной жизни учащихся. Развитие культуры чтения является одним из продуктивных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости. На уроках школьники учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, о чем говорит и чему учит прочитанная книга, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления. Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воспроизводят представляемые автором обстоятельства, оживляя с их помощью собственных чувств, ассоциаций, мыслей, то есть передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом [3]. Таким образом, разнообразные методы, используемые на уроках литературы, способствуют формированию эстетической культуры младших школьников.