Полный текст статьи
Печать

Познавательный интерес остается актуальной проблемой, которую разрабатывали такие педагоги и психологи как Н.Ф. Талызина, Г. И. Щукина, Н.Г. Морозова и другие. Познавательный интерес значительно влияет на процесс обучения школьников, поэтому важно применять в процессе преподавания различные нестандартные формы обучения, которые бы способствовали развитию интереса школьников. Интерес к познанию у младших школьников возникает неосознанно, так как они только начинают учиться и активно познают окружающий мир, с интересом идут на каждый новый урок и постоянно стремятся к знаниям. Учителю начальных классов необходимо постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, так как младшие школьники еще рассеяны и невнимательны, поэтому необходимо как можно чаще варьировать методы и формы работы с классом, чтобы внимание школьников постоянно было более устойчивым.

Анализ психолого-педагогических исследований по вопросу развития познавательного интереса позволил выделить такие пути развития, как: использование в школьной практике нетрадиционных уроков, драматизации, словесного иллюстрирования, игр по теме занятия, а также интересного и увлекательного материала урока.

Предмет «Литературное чтение» является одним из самых важных на начальной ступени образования. Данный урок формирует читательские компетенции школьника, учит его не только читать текст, но и анализировать его, способствует развитию словарного запаса младшего школьника и совершенствует его коммуникативные навыки. На этом уроке можно успешно применять выше перечисленные методы, чтобы повысить интерес к предмету.

Нетрадиционные уроки создают праздничную атмосферу. На таких занятиях участвуют все дети, идет активное взаимодействие учителя и учеников, при этом школьники начинают занимать позицию субъекта обучения, а не объекта. В начальной школе можно использовать такие уроки как: урок-проект, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-викторина, урок-диалог, урок-экскурсия. Школьники будут с интересом изучать новый материал или в игровой форме смогут повторить уже пройденный.

Использование на уроках драматизаций позволяет создать интерактивную среду. Л.Д. Мали даёт следующее понятие: «Драматизация – это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое, эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Она возможна лишь после того, как произведение прочитано, вскрыто его содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности» [2]. Данный метод также будет способствовать развитию интереса, так как школьники будут «проживать» роли персонажей книг. Драматизация может быть использована в виде постановки-инсценировки, в чтении по ролям, в играх-импровизациях.

Словесным иллюстрированием называют связный рассказ учащихся о том, какую картину они нарисуют к тексту произведения [1]. Использование творчества на уроке литературного чтения будет интересно школьникам, так как это нестандартная форма ведения урока позволит ученикам проявить себя и рассказать о своих чувствах, возникших после прочтения произведения. Также можно использовать музыкальное иллюстрирование, при котором дети будут самостоятельно подбирать звуковой (музыкальный) ряд к произведению.

Использование игр в начальной школе обусловлено тем, что для младших школьников это самая привычная форма деятельности. В игре школьник чувствует себя наиболее комфортно и ему легко усваивать новый материал и высказывать свою точку зрения. Использование интересного и увлекательного материала содержания урока естественным образом будет привлекать внимание и интерес младших школьников. Также при отборе такого материала нужно использовать иллюстрации. На уроках литературы могут быть использованы портреты писателей и поэтов, изображения персонажей, видеофрагменты, обсуждая которые школьники будут усваивать содержание урока.

Таким образом, существует большое количество способов развития познавательного интереса школьников. Учителю важно определить уровень заинтересованности каждого ученика и класса, также знать способности и возможности учащихся, и исходя из этого, использовать те формы проведения урока, которые стимулируют развитие познавательного интереса младших школьников.