В настоящее время сказка заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в развлекательное. Такая трактовка навязывает детям образы, которые мешают их глубокого и творческого восприятия сказки. А ведь именно сказка – это то средство, которое способно влиять на человеческие эмоции и чувства, учить ребенка правде, добру, справедливости. Сказка притягивает своей выразительностью, необычным, ярким содержанием, внутренним смыслом, будит воображение, фантазию. Она является неиссякаемым источником для развития детей дошкольного возраста.
В мае 2012 года в селе Рябово Кировской области состоялось открытие первых сказочных Олимпийских игр. На Всемирной сказочной Олимпиаде наш край представили Кикимора из Кирова, Аленушка и Иван Царевич из Рябово, Глинышек из Яранска.
Знакомству с этими сказочными персонажами была посвящена серия занятий с детьми старшей возрастной группы через изучение авторских сказок Натальи Русиновой «Кикиморские сказки», сборника Вятских сказок («Сказка о Глинышке») и работа с картиной В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке».
Цель работы: приобщить детей к сказкам, представляющим историю вятской народной культуры; обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора; создать условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
Направление в работе – краеведческое, воспитание у детей интереса к истории, фольклору, природе, людям родного края.
Дети должны знать и любить родной край. Наследование культурных ценностей родного края, всего, что связано с народом, - путь воспитания любви к Отечеству.
Этапы, формы, методы работы
Первый этап
«Знакомство со сказкой». Педагогические задачи:формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев; активизировать словарь через диалоговую речь; формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного; формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.
Мотивация:
1) Красивая книга (работа с обложкой - «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).
2) Загадка. «Поищем отгадку в сказке» («Болото дом ее родной, к ней ходит в гости Водяной»).
Приемы и методы (рассказываем сказку): герой сказки (игрушка); волшебный сундучок («рассказывают» предметы).
Второй этап.
Развивающие и дидактические игры по содержанию сказки.
Педагогические задачи:формировать у детей умение выполнять задание в соответствии с сюжетом сказки; приобщать детей к работе парами, малыми группами, командами; активизировать творческие способности детей через развивающие и интеллектуальные задания.
Мотивация:
1) Письмо-задание.
2). Карта-путешествие.
3). Герой сказки - игрушка (продолжаем путешествовать по сказке).
Методы и приемы: красочно оформленные стенды; путешествие по маршруту карты (выполняем задания по этапам); викторина по содержанию сказки (индивидуальная, групповая); работа группами в командах (соревнование).
Третий этап
«Рисуем сказку»
Педагогические задачи: развивать у детей творческое воображение, желание создать собственное художественное произведение по известному материалу; формировать у детей эмоциональный отклик к совместной групповой работе.
Мотивация:
1). Билет на художественную выставку.
Методы и приемы: иллюстрации по сказке (портрет героев или рисунок по сюжету).
Четвертый этап
«Театрализованные игры»
Педагогические задачи: формировать у детей разнообразные отклики на прочитанное; дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности; формировать речевую активность.
Мотивация:
1). Приглашение или афиша.
2). Билет в театр.
3) Герой сказки приглашает.
Методы и приемы: театрализация отрывка сказки.