Полный текст статьи
Печать

В настоящее время сказка заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы  с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в развлекательное. Такая трактовка навязывает детям образы, которые мешают их глубокого и творческого восприятия сказки. А ведь именно сказка – это то средство, которое  способно влиять на человеческие эмоции и чувства, учить ребенка правде, добру, справедливости. Сказка притягивает своей выразительностью,  необычным, ярким содержанием, внутренним смыслом, будит воображение, фантазию. Она является неиссякаемым источником для развития детей дошкольного возраста.

В мае 2012 года в селе Рябово Кировской области состоялось открытие первых сказочных Олимпийских игр. На Всемирной сказочной Олимпиаде наш край представили Кикимора из Кирова, Аленушка и Иван Царевич из Рябово, Глинышек из Яранска.

Знакомству с этими сказочными персонажами была посвящена  серия занятий с детьми старшей возрастной группы через изучение авторских сказок Натальи Русиновой «Кикиморские сказки», сборника Вятских сказок («Сказка о Глинышке») и работа с картиной В.М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке».

Цель работы: приобщить детей к сказкам, представляющим историю вятской народной культуры; обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора; создать условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Направление в работе – краеведческое, воспитание у детей интереса к истории, фольклору, природе, людям родного края.  

Дети должны знать и любить родной край. Наследование культурных ценностей родного края, всего, что связано с народом, - путь воспитания любви к Отечеству.

Этапы, формы, методы работы

Первый этап 

«Знакомство со сказкой». Педагогические задачи:формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев; активизировать словарь через диалоговую речь; формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного; формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.

Мотивация:

1) Красивая книга (работа с обложкой - «О чем эта сказка? Давайте заглянем?»).

2) Загадка. «Поищем отгадку в сказке» («Болото дом ее родной, к ней ходит в гости Водяной»).

Приемы и методы (рассказываем сказку): герой сказки (игрушка); волшебный сундучок («рассказывают» предметы).

Второй этап. 

Развивающие и дидактические игры по содержанию сказки.

Педагогические задачи:формировать у детей умение выполнять задание в соответствии с сюжетом сказки; приобщать детей к работе парами, малыми группами, командами; активизировать творческие способности детей через развивающие и интеллектуальные задания.

Мотивация:

1)  Письмо-задание.

2). Карта-путешествие.

3). Герой сказки - игрушка (продолжаем путешествовать по сказке).

Методы и приемы: красочно оформленные стенды; путешествие по маршруту карты (выполняем задания по этапам); викторина по содержанию сказки (индивидуальная, групповая); работа группами в командах (соревнование).

Третий этап 

«Рисуем сказку»

Педагогические задачи: развивать у детей творческое воображение, желание создать собственное художественное произведение по известному материалу; формировать у детей эмоциональный отклик к совместной групповой работе.

Мотивация:

1). Билет на художественную выставку.

Методы и приемы: иллюстрации по сказке (портрет героев или рисунок по сюжету).

Четвертый этап 

«Театрализованные игры»

Педагогические задачи: формировать у детей разнообразные отклики на прочитанное; дать представление о многообразии выразительных средств, видов и форм театрализованной деятельности; формировать речевую активность.

Мотивация:

1). Приглашение или афиша.

2). Билет в театр.

3) Герой сказки приглашает.

Методы и приемы: театрализация отрывка сказки.