Полный текст статьи
Печать

В последнее время возрос интерес к вопросам психологической безопасности, как на государственном, так и на локальном уровне: в районах, городах, образовательных организациях, на предприятиях. Проблема нашла отражение в государственной «Концепции модернизации российского образования». Повышенное внимание к данной теме обусловлено увеличением числа террористических актов, социальных потрясений, кризисных ситуаций в стране, а также увеличением случаев наркотических отравлений людей, расовых столкновений. Данные проблемы являются предпосылками разрушения личной безопасности человека, в том числе его психологической безопасности.

Значительный вклад в изучение психологической безопасности внесли такие ученые, как И.А. Баева, В.В. Ковров, С.В. Дрокова, Е.А. Кургак и др.

И.А. Баева определяет психологическую безопасность следующим образом, психологическая безопасность – состояние психологической защищенности, а так же способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [1, с. 95].

Мы считаем, что приведенное определение отражает сущность данного понятия, однако для более полного и точного понимания проблемы психологической безопасности младших школьников мы дадим еще одно определение.

Психологическая безопасность личности младшего школьника – это обусловленное характером образовательной среды психическое состояние, которое проявляется в переживаниях защищенности, уверенности в себе, удовлетворенности собой как субъектом деятельности и социальных отношений и манифестируется в ассертивном поведении [3].

Для формирования психологической безопасности младших школьников важное значение принадлежит деятельности психолога. Анализ теоретических источников позволил нам определить следующие направления работы психолога по данной проблеме:

-                   предотвращение, а также работа с уже возникшими страхами ребенка;

-                   создание условий для переживания ребенком поддержки со стороны педагогов, родителей, учащихся;

-                   обучение детей навыкам самоконтроля, саморегуляции;

-                   повышение сопротивляемости неблагоприятным внешним и внутренним воздействиям.

Нами было проведено экспериментальное исследование в школе г. Кирова. В эксперименте участвовали 30 человек младшего школьного возраста. Для изучения особенностей представлений о психологической безопасности младших школьников нами была  использована  методика «Неоконченные предложения» (С. В. Дрокова, Е. А. Кургак) [4, с. 93], а также  методика В.В. Коврова из статьи «Психологическая безопасность детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в образовательной среде школы: опыт эмпирического исследования» [2, с. 157]. Мы рассмотрим лишь те показатели, которые позволяют диагностировать психологическую безопасность школьников.

Младшим школьникам предлагалось закончить предложение «Когда я отвечаю на уроке, то всегда чувствую…». Большинство учащихся (75%) при ответе у доски всегда испытывают отрицательные эмоции, такие как неуверенность (20%), страх (60%), волнение (15%), стеснение (5%). Меньшее количество учащихся (25%) испытывают положительные эмоции, такие как уверенность (20%), удовольствие (5%). Однако для ответов еще характерно и то, что наряду с положительными эмоциями младшие школьники испытывают неуверенность, страх, волнение, боязнь ответить неправильно («Уверенность, и в то же время страх»). Результаты нельзя назвать благоприятными. При чувстве страха, неуверенности, волнения у детей могут возникнуть трудности при ответе у доски: неполное усвоение знаний на уроках, неумение себя позиционировать, представить другим, а также неполная реализация своего интеллектуального, творческого потенциала.

Также учащимся было предложено закончить предложение «В школе я боюсь…». По результатам анализа было выявлено, что 40% респондентов  боится получить «двойку», 60% учеников боятся чужих действий («боюсь, когда меня обижают», «некоторые ученики могут ударить или нахамить», «старшеклассников»). Также ученики заявили, что они «не могут свободно высказывать свою точку зрения» или не уверены в этом (55% и 10%). Можно утверждать, что существуют конфликтные отношения между учениками (55%). Четверть учащихся утвердительно ответили на вопрос «Тебе приходилось видеть, что кого-то из ребят в вашей школе били другие ученики», это даёт возможность предположить: ребята были очевидцами драки между учениками.

Кроме того, младшим школьникам было предложено закончить предложение «В школе я чувствую себя в безопасности, когда…». Результаты показали, что наиболее безопасно четвероклассники  чувствуют себя, находясь в классе (50%), 40% ответили, когда находятся среди друзей, «когда один» составили 10%. А также в столовой, коридоре отметили 25%. Следует заметить, что всего лишь 5% учащихся чувствуют себя в безопасности, когда рядом учитель. Мы видим, что ученики чувствуют себя более в безопасности, находясь среди друзей, нежели рядом с учителем.

Анализ результатов проведённых методик выявил проблемные зоны по вопросу обеспечения психологической безопасности младших школьников. Большинство четвероклассников не чувствуют себя психологически безопасно в данной образовательной среде.

Деятельность психолога по обеспечению психологической безопасности младших школьников может быть реализована посредством индивидуальной, групповой форм работы (например, в форме тренинга), а также с помощью словесных, практических, наглядных средств воспитательного воздействия. Мы предлагаем реализовать программу по данной проблеме в форме тренинга, так как работа в таком режиме позволяет детям общаться, слышать друг друга, совместно находить пути решения многих проблем, отрефлексировать свое поведение и мысли.

Таким образом, мы рассмотрели понятие психологической безопасности младших школьников, провели экспериментальное исследование и проанализировали данные. Для обеспечения психологической безопасности младших школьников психологом целесообразно составить и реализовать программу в форме тренинга.