Полный текст статьи
Печать

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование. Но через некоторое время стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах часто ведёт к исключению «особых» детей из социальной жизни школы. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями [1].

Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [1]. Сущностью инклюзивного образования является социализация и социальная реабилитация детей с особыми потребностями.

Необходимым условием достижения результатов социализации является вариативность образовательных технологий и методов обучения детей. Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия учителя и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды. Педагогические технологии могут быть успешно использованы в инклюзивной практике учителем на уроке: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса, технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе [2, с.85]. Важно отметить, что учитель не ограничивается использованием какой-либо одной технологии, а организует их комплекс.

Педагоги не всегда умеют работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Они не очень уверенно владеют современными технологиями построения образовательного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ОВЗ [3]. Использование технологий инклюзивного образования в начальных классах будет эффективным, если при подготовке к уроку учителем проанализированы когнитивные, коммуникативные, поведенческие особенности, а также индивидуальный стиль усвоения материала каждого ученика класса, включая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проанализировав опыт работы педагогов по организации инклюзивного образования в начальных классах, мы выяснили, что с одной стороны ведётся повышение квалификации педагогов, развиваются формы интегрированного обучения, создаются системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ – это кабинет сенсорно-моторной коррекции (МБОУ СОШ № 22 г. Междуреченска), комната релаксации, мини-тренажерный зал, кабинет биологической обратной связи «Здоровье» (МБОУ СОШ № 19 г. Ставрополя). С другой стороны «особых» детей включают в активные социальные процессы, используя принцип организации коллективных творческих дел, где дети-инвалиды пробуют себя в различных социальных ролях (общеобразовательная организация СОШ № 139 г. Самара). Кроме этого, в работе с детьми, организуя их свободное время, опора идет на сотрудничество с семьёй. Родители привлекаются к участию в совместных с детьми праздников, развлечений (МКОУ СОШ № 17 с. Сухая Буйвола Петровского района Ставропольского края). Таким образом, можно заметить, что процесс внедрения инклюзии развивается, разрабатываются новые программы, которые приводят к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах детей с ОВЗ.

В заключении хотелось бы отметить, что инклюзивный подход делает акцент не просто на равных возможностях в получении образования, а «настаивает» на возможности для всех учиться вместе. В связи с этим разрабатываются разнообразные технологии, которые помогают детям с ОВЗ почувствовать себя полноценными членами общества и успешно пройти адаптационный период, а обычным учащимся воспитать в себе толерантное отношение к «особым» детям и научиться принимать людей такими, какие они есть.