Полный текст статьи
Печать

Современное школьное образование переживает нелёгкие времена. С одной стороны – постоянно меняющиеся требования к школе, которые поступают от общества и государства. С другой стороны – большой объём информации, который приходится усваивать школьникам. В последнее время всё больше школьников не проявляют желания идти в школу учиться. И отчасти такое поведение связано не только с академической неуспеваемостью, но и отношениями внутри коллектива.

В настоящее время характерной чертой школы стало явление моббинга как систематического целенаправленного агрессивного поведения в условиях неравенства участников ситуации. Данное понятие было предложено Хансом Лейманом и дословно переводилось как «психологический террор».

Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что развитие моббинга приходится на возраст с 11 до 14 лет, следовательно, в случае отсутствия мероприятий, направленных на его устранение, личности ребёнка может быть нанесён непоправимый вред.

Несмотря на то, что на настоящий момент разработано достаточное количество мероприятий, направленных на профилактику моббинга и борьбу с ним, тем не менее, нельзя утверждать, что каждое из них заведомо принесёт желаемый результат. Таким образом, основной проблемой, связанной с моббингом, является отсутствие эффективных действующих методов, которые смогли бы снизить уровень агрессии и насилия среди детей.

Понятие моббинга было исследовано как западными, так и российскими учёными. Все они сходятся во мнении, что наиболее проблемной в плане частоты применения насилия является схема взаимоотношений «ученик – ученик», в связи с тем, на определённом этапе насилие воспринимается ребёнком как естественная форма разрешения конфликтов и установления авторитета в коллективе.

Так, в работах Бочавера А.А. говорится о том, что в современных школах образовательный процесс строится на основе конкуренции, поэтому такое большое количество агрессии [1].

В исследовании Нижегородовой Л.А. и Курдимова В.В. отмечается, что в сфере образования самый высокий процент моббинг-действий [5]. Иванченко Р.Б. и Польшиков А.В. подтверждают, что с 5 по 7 класс больше всего нарушений, связанных с проявлением насилия [4].

Возможно, это обуславливает тот факт, что возрастной период 11–12 лет является началом перехода от детства к взрослости, а потому отличается исключительной сложностью и психологической насыщенностью. Психофизические изменения происходят и далее, в процессе пубертатного кризиса 13-14 лет, когда ведущей формой деятельности подростка становится общение, и он пытается реализовать себя любым образом.

Однако, следует отметить, что во многом процесс моббинга может быть вовремя диагностирован с последующей профилактикой. Основной фигурой, которая непосредственно связана с процессом насилия в классе, является учитель. Именно он определяет ту грань, когда необходимо вмешаться.

В исследовании B. Кочендерфер-Лэдд и M.E. Пелетье показана связь между убеждениями учителей и их способами реагирования на ситуации травли [7]. В зависимости от позиции учителя ребёнок научится либо бороться с моббингом, либо бездействовать или уходить от агрессии.

Ениколопов С.Н., при обсуждении особенностей ситуации моббинга в школе и психологических особенностей преследователей, жертв и реагирующих на них учителей, утверждал, что нередко насилие проявляется не в самой школе на глазах учителей, а за её пределами [2]. В этом и заключается сложность его определения. К тому же сейчас, по мнению Иванцовой Е.С., Книжникова С.В., Лёвкиной Е.В., моббинг переместился в виртуальные сети, при этом ребёнок-жертва испытывает дополнительный стресс [3,4].

Анализ практики борьбы с моббингом в западных странах показал, что достаточно серьёзные меры принимаются уже на этапе профилактики данного явления. Так, Руллан Э. отмечает, что многие страны на законодательном уровне проводят борьбу с моббингом [6]. Например, в Великобритании предусмотрена система штрафов для родителей, чьи дети причастны к насилию.

Также активно используются социальные программы, такие как общенациональный проект "Учеба без насилия" в Германии.  При этом происходит формирование определенных установок у детей, а также происходит введение правил и норм, которые направлены против моббинга. В то же время спорным остаётся вопрос в отношении ведущих данный тренинг.

Таким образом, предлагается система, состоящая из двух блоков:

На первом из них формируется качественное классное руководство, за счет которого уже идет профилактика моббинга – косвенно. Взрослые, которые реализуют профилактические программы пользуются авторитетом у детей, к ним прислушиваются и им доверяют.

Второй этап связан именно с моббингом. Здесь проводятся мероприятия на базе того, что обеспечил первый этап. Они заключаются в когнитивных и социальных тренинговых программах.

Конкретно социальные тренинги направлены в основном на непосредственно поведение. Считается, что основная проблема состоит в недостаточном владении коммуникативными навыками. Например, бывает, что школьник прибегает к насилию из-за того, что не находит верных коммуникативных стратегий и отталкивает от себя окружающих.

В тоже время социальные программы включают в себя формирование социальных норм. Во время взаимодействия группы, а именно тех участников, которые непосредственно на время тренинга должны взаимодействовать между собой, разрабатывается ряд правил, с помощью которых польза остается и вне тренинга.

Наиболее распространённые формы работы по профилактике и борьбе с моббингом являются следующие:

  1. Использование литературы. Работа с литературой, в которой затрагиваются проблемы, связанные с насилием или травлей, помогает сформировать у школьников сопереживание к героям и понимание.  Преимуществом данной формы работы является возможность её использования как на занятиях, так и во внеурочное время. Основным недостатком является то, что многие учащиеся обладают низкой читательской грамотностью, не любят читать, следовательно, и произведение будет восприниматься со слов учителя, без формирования личностной позиции.
  2. Просмотр фильмов. Подобно литературе, можно показать ученикам фильм и вывести их на проблему моббинга. Фильм может проиллюстрировать проблему с разных сторон. Здесь так же ученики проходят процесс идентификации, они переживают эмпатию. Преимуществом данной формы является то, что очень часто то, что показано в фильме, кажется ученикам знакомым и последующее обсуждение принимает очень значимый для них характер. Важно подобрать фильм, который максимально грамотно иллюстрирует проблему и корректно выстроить дискуссию ВОследствии. Например, фильм «Чучело» Ролана Быкова продемонстрирует детям недостатки межличностных отношений. Здесь учитель может дать высказаться всем ученикам и добавить свое виденье данной проблемы. Важным будет являться авторитет учителя и то, насколько ценят его мнение дети. Данный материал может помочь детям выстроить правильное отношение к ситуации моббинга, понять какую позицию они готовы занять в такой ситуации и прочувствовать то, что испытывает жертва во всем спектре эмоций и последствий, которые моббинг влечет за собой.

Тем не менее, и у данного метода существуют свои недостатки. В частности, нередко в фильме доминирует авторская позиция и не все межличностные отношения можно правильно оценить. Также следует отметить тот факт, что формирование чувства эмпатии – это не быстрый процесс, а длительность каждого фильма составляет 120 минут и боле, следовательно, потребуются значительные временные затраты.

  1. Постановки. Достоинством данного метода является возможность показать ряд проблем, с которыми сталкиваются школьники. Так же, вся школа или конкретный класс могут сами создать спектакль на тему школьной травли. Сценарий может быть написан самими ребятами, педагогами или привлеченными специалистами. Главное здесь, чтобы участники быть реально заинтересованы теми проблемами, которые в нем поднимаются. Недостатком будет являться то, что в постановке или при её просмотре могут отсутствовать учащиеся, причастные к моббингу, а также существенные затраты по времени на подготовку мероприятия.
  2. Ролевые игры. Основа подобного мероприятия – импровизация. Преимуществом данной формы является то, что участникам дается лишь общий план роли и общая картина событий, но весь образ и то, как будет развиваться персонаж – выстраивает сам игрок. Таким образом, те школьники, которые отыгрывают жертву моббинга или роль агрессора имеют возможность пережить это явление на себе. Здесь можно ощутить весь спектр эмоций и сделать множество выводов о данном явлении. Тем не менее недостатком ролевых игр будет являться тот факт, что при отсутствии эмпатии глубина переживания будет небольшой, следовательно, и будет отсутствовать должный воспитательный эффект.
  3. Сочинение. Самым главным положительным эффектом, который несёт данная форма является глубокое осознание проблемы. Такое сочинение может быть написано в классе на уроке, а может даваться на дом. Так же можно попросить учеников обсудить проблему моббинга с родителями. Это может еще сильнее повысить осознанность данной проблемы. 

В то же время сочинение может играть диагностическую роль. Через написанное можно будет увидеть отношение к моббингу каждого конкретного ученика и выявить некоторую группу риска, е работе с которыми направлять больше внимания.

Тем не менее, стоит отметить, что не все учащиеся способны полностью изложить своё мнение в письменной форме и это будет способствовать формированию недостаточно полной картины отношений в классе.        

  1. Классный час. Данная форма работы эффективна только в том случае, если проводится систематически. Необходимо также, чтобы классный руководитель показывал значимость данной темы и в тоже время не был слишком навязчивым в обсуждениях. Данный баланс, как правило сложно достижим.
  2. Внутришкольные правила. Они являются еще одним методом для работы с классом. Преимуществом является их вариативность: правила можно установить не только на класс, но и на всю школу. Тогда, правила, сформированные в отдельных классах, будут ВОследствии направлены в более высокий орган – например, в школьный комитет. Таким образом формируется стратегия «снизу- вверх», где каждый ученик, так или иначе, влияет на процесс создания правил. А значит и ответственность за их выполнение повышается.

Примером школьных правил могут быть следующие:

-                        в нашей школе и за её пределами моббинг не допускается;

-                        родители и учителя должны обмениваться информацией и сотрудничать друг с другом, чтобы остановить моббинг;

-                        учащиеся должны сообщать о моббинге;

-                        учащиеся должны помогать друг другу остановить моббинг.

Такие правила могут касаться определенного периода или носить постоянный характер.

Минус в системе правил может заключаться в том, что правила разных классов могут значительно отличаться друг от друга. Положительный аспект в подключении к созданию правил всех структур школы. В итоге правила доходят до директора, и он утверждает их.

Со стороны администрации также требуется проведение ряда мероприятий:

  1. Продумать дополнительную установку видеокамер в раздевалках (гардеробных).
  2. Провести разъяснительную работу с педагогами по недопущению невнимательного отношения к нуждам и обращениям детей. В случае частого ухода ребенка с уроков, в связи с жалобами на состояние здоровья, извещать о сложившейся ситуации родителей.
  3. Провести классные часы по теме «Насилие в школе» с обсуждением конкретных примеров насилия, способах защиты от насилия и возможных последствиях проявления насилия в отношении других людей. Обсудить на классных родительских собраниях тему «Насилие в школе», с целью привлечения внимания к данной проблеме, определения классных проблем и путей их решения. Ввести в систему обсуждение, не замалчивание, проблем насилия для более раннего реагирования и предупреждения его повторения.
  4. Включить основные положения разработанных документов, направленных на профилактику и ликвидацию моббинга, в план учебно-воспитательной работы школы.

Таким образом, анализ существующих форм профилактики и борьбы с моббингом показывает, что отсутствует универсальное средство. В связи с этим возникает потребность разработки универсального метода, который способствовал бы устранению вышеперечисленных недостатков. Предполагается, что преимущества вышеуказанных методов необходимо соединить для наибольшей эффективности. Подобные мероприятия и оценка их эффективности должны проводиться с определённой периодичностью при участии штатного психолога. Разработка данного метода работы планируется в ближайшем исследовании.

Таким образом, для своевременного реагирования на изменение масштабов и форм проявлений школьного насилия необходим регулярный мониторинг ситуации в рассматриваемой сфере, а также привлечение всех сторон образовательного процесса. Только в данном случае возможно формирование успешной личности учащегося, который адаптирован к меняющимся условиям жизни.