Целью высшего образования является не столько наполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной деятельности и играет значительную роль в современной системе образования. ФГОС, как правило предусматривает не менее половины часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов [5].
Самостоятельная работа студентов - это вид учебной деятельности, выполняемый во внеаудиторное или аудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за самим студентом).
В настоящее время компьютерные технологии полностью интегрированы в нашу повседневную жизнь. На ровне с этим все чаще поднимается вопрос об организации самостоятельной работы студентов при помощи компьютерных технологий и сети Интернет. Одной из таких технологий является электронно-образовательная площадки LMS Moodle.
LMS Moodle является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов. Дистанционное обучение на платформе Moodle предполагает основные формы обучения в режимах онлайн и оффлайн. Обучение в данной системе обладает рядом существенных преимуществ: гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте; дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания; экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения. В основе такой системы заложен метод обучения «природный процесс обучения» (natural learning manner), позволяющий проводить обучение большого количества человек; повысить качество обучения за счет применения современных средств, создания единой образовательной среды [3].
Все это возможно благодаря большому набору модулей-составляющих при создании учебного курса. К примеру, Новостной форум, Чат, Глоссарий, Тест, Семинар, Wiki, Анкета, Scorm, Ресурс (текстовая, веб-страница или каталог) и т.д. Все эти модули акцентируют внимание студентов на отдельных элементах излагаемого материала, информируют студентов о трудностях в освоении материала, помогают в закреплении предлагаемого материала, а также контролируют учебную успеваемость студентов. Весь учебный материал, как правило сопровождается всевозможными заданиями, упражнениями, опросами и тестами, которые помогают отвлечься студентам от монотонного изучения учебного материала соответствующими активными действиями. Хорошо спланированные задания и упражнения помогают обучающимся постоянно актуализировать получаемую информацию. Они служат средством учета разнообразных стилей освоения материала. У студентов есть возможность самим разрабатывать и дополнять задания и упражнения, прилагаемые к теоретическому материалу по разрешению преподавателя – создателя курса. Ко всему прочему студенты сами определяют для себя время выполнения задания, данные преподавателем. Они могут работать в любое свободное время для них отведенное время [1], [2].
Для отслеживания и оценивания работы студента электронно-образовательная площадка LMS Moodle также имеет отдельный инструмент, который облегчает процесс оценивания полученных знаний у студентов. Все оценки могут быть собраны на одной странице. Так же система может предоставить полный отчет об активности студентов, их прогрессе в освоении курса в графиках и с подробным анализом работы студентов (последний вход, количество попыток при выполнении задания, учебные записи) [4].
Обучающиеся получают обратную связь о результатах своих действий как от педагога, так и от сокурсников, подписанных на электронный курс. Это помогает им понять, насколько успешно они работают, что именно им стоит делать по-другому. А также у него всегда имеется возможность увидеть и улучшить свое место в рейтинге студентов.
Таким образом, использование электронно-образовательной площадки LMS Moodle для организации самостоятельной работы студентов имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами организации самостоятельной работы студента, а именно: постоянная оценка качества выполнения самостоятельной работы, стопроцентное получение ответа на вопрос и помощь от преподавателя, самостоятельное планирование времени выполнения задания, развитие студентов в процессе коммуникации с другими обучающимися электронно-образовательного курса, развитие здоровой конкуренции, повышение качества обучения.