Полный текст статьи
Печать

І. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ

Сегодня, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно позиционировать библиотеки, а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках. Одной из таких площадок являются блог-платформы. Библиотечные блоги пользуются большой популярностью в последнее время, так как они отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия.

Блог – это инструмент во многом личного профессионального роста и совершенствования, который дает возможность самовыражения и стимулирует творческую активность. Наиболее эффективно он зарекомендовал себя как инструмент межпрофессионального общения и как новостной (журналистский) ресурс. Но блог также является новым маркетинговым инструментом, позволяющем найти нового потенциального пользователя.
         Блог стимулирует процесс поиска максимально эффективных механизмов привлечения потенциального читателя. Блог рассматривает очень много тем, которые будут интересны всем участникам детского чтения: и детям, и библиотекарям, и родителям, и учителям.

Для чего нужен блог библиотекарю?

Блог- это окно библиотекаря во внешний мир. На своих персональных страницах библиотекарь делится собственными методическими наработками, обменивается мнениями с коллегами «по цеху» либо просто общается с учениками, библиотекарями, учителями.

В современном мире блоги активно используется для взаимодействия профессионалами и различными социальными группами. Международный опыт показывает, что блог может быть рабочим инструментом сетевого взаимодействия как коллектива библиотекарей, так и отдельных библиотекарей, учителей и учащихся.

Блоги открывают для библиотечной практики новую среду и новые возможности. Хорошая задача- сделать блог рабочим инструментом библиотекаря.

Информационный ресурс для себя и своих коллег.

Копилка опыта.

Инструмент для работы в сети.

Возможность обращения к коллегам, родителям, учащимся

ПРОБЛЕМА:

Одна из серьезных проблем, которую видят перед собой библиотекари – это то, что современные дети и подростки не хотят читать книги. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности,  современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися.

 ЦЕЛЬ:

 Освоение и применение на практике новых информационно – коммуникативных технологий, способствующих приобщению обучающихся к чтению, распространению опыта работы школьного библиотекаря в сети Интернет.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Организовать сетевой информационный  ресурс блог школьного библиотекаря «Книжное государство».

2.Расширение информационного пространства библиотеки.

3.Повышение имиджа библиотеки.

4. Проведение анализа результативности ведения блога, актуальности содержания блога.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Модель дистанционного предоставления библиотечных услуг, ориентированная на пользователей, позволяющая школьному библиотекарю поддерживать детское и юношеское чтение в образовательном пространстве школы, развитие информационно - коммуникативной грамотности учащихся, учителей.

ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА:

Регулярно пополняемый контент блога,

Увеличение количества публикаций в блоге о книге, чтении, библиотеке,

 Увеличение  числа комментариев,

 Количество библиотечных занятий по использованию сетевых ресурсов,

Количество консультаций для педагогов по использованию сетевых технологий в учебной деятельности,

Увеличение количества просмотров блога.

УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА: школьный библиотекарь, учителя школы, учащиеся 1- 11 классов, родители.

ПЕРСПЕКТИВА ПРОЕКТА:

Пополнение блога актуальным материалом, соответствующим запросам пользователей библиотеки, интернета. Читательский интерес, активность. Обучение школьников ведению микро блогов на интернет сервисе школьного библиотекаря, с целью развития информационной грамотности, расширения границ коммуникации учащихся

ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

«Современные информационные технологии- не самоцель, а орудие библиотекаря, которое позволит ему выполнять свою работу лучше, эффективнее» Б. Лэнг

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ КНИГИ И ЧТЕНИЯ.

Одна из серьезных проблем, которую видят перед собой библиотекари – это то, что современные дети и подростки не хотят читать книги. Отчасти это объясняется тем, что информационные технологии составляют конкуренцию традиционным источникам информации. Однако в действительности,  современные технологии обладают значительным потенциалом для продвижения книги и литературы, для приобщения к чтению и могут использоваться как в массовой, так и индивидуальной работе с учащимися.
         Наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий, таких как вики, блоги, форумы для поощрения чтения и продвижения литературы и ресурсов. Использование сервисов  Веб 2.0-блог позволит продвигать чтение, формировать навыки групповой работы и сотрудничества, формировать навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников

Формы использования информационных технологий для приобщения детей и подростков к чтению разнообразны и могут быть сгруппированы в несколько направлений:

мультимедиа и электронные материалы как сопровождение;

создание электронных ресурсов библиотеки;

 продвижение книги и чтения через сайт библиотеки;

создание электронных ресурсов школьниками;

интерактивные сетевые формы работы

Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Людей, ведущих блог, называют блоггерами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев, «комментов») посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения.

Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. Более широкое рас­пространение блоги получили с 1996 г. В августе 1999 г. компью­терная компания PyraLabs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой.

В настоящее время особенность блогов заключается не только в структуре записей, но и в простоте добавления новых записей. Пользователь просто обращается к веб-серверу, прохо­дит процесс идентификации пользователя, после чего он добавляет новую запись к своей коллекции. Сервер представляет инфор­мацию как последовательность сообщений, помещая в самом верху самые свежие сообщения. Структура коллекции напоми­нает привычную последовательную структуру дневника или журнала.

История.

Термин «блог» был придуман ЙорномБаргером 17 декабря 1997 года. Короткую форму слова «блог» придумал Петр Мерхольз, который в шуточной форме использовал в своем блоге Peterme.com в апреле или мае 1999 года Эван Уильямс из PyraLabs использовали «блог» как существительное и глагол («в блоге», что означает «изменить свой ​​блог или отправить на свой ​​блог»), что привело к созданию термина «блоггер». В PyraLabs был создан Blogger.com, что привело к популяризации блоггерства.

В ходе опроса блоггеров Живого журнала, проведённого в 2005 году, были выделены следующие функции блогов:

Коммуникативная функция

Функция самопрезентации

Функция развлечения

Функция сплочения и удержания социальных связей

Функция мемуаров

Функция саморазвития, или рефлексии

Психотерапевтическая функция

Продвижение товаров и услуг

Разновидности блогов

По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными), общественными (открытыми).По содержанию — тематическими или общими. По размещению  — сетевыми (на службе блогов) и автономными (на самостоятельной системе управления содержимым и самостоятельном хостинге).

По авторству:

Личный (персональный, авторский, частный) блог — ведётся одним лицом (как правило, его владельцем).

Коллективный или социальный блог — ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем и модераторами.

Корпоративный блог — ведётся сотрудниками одной организации.

По тематической направленности:

Обычно персональные блоги носят личный характер. Однако в среде персональных, так же, как и в среде коллективных и корпоративных блогов, существуют специализированные блоги, посвящённые определенным сферам жизни:

Политика, Быт, Путешествия, Образование, Мода, Музыка, Информационно, Спорт, Кино, WEB, Здоровье.

 

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

При поддержке Координационного Центра Национального Домена сети Интернет (RU) и Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) специально для библиотекарей школ сотрудниками «Школьного сектора» Ассоциации RELARN и лаборатории «Школьная медиатека» ИСМО РАО было инициировано проведение дистанционного обучения с 19 октября по 21 декабря 2015 года проводилось дистанционное обучение школьных библиотекарей по курсу “Я учусь работать в блоге!”. Автором курса была Кузнецова Татьяна Анатольевна- библиотекарь п. Айхал Мирнинского района.

Основной целью обучения по курсу явилось создание и развитие профессиональных

блогов, как инновационного средства ИКТ, совместная разработка моделей их

использования в образовательной и библиотечной практике.

Задачи, которые решались в процессе обучения:  освоение библиотекарями школ новых интернет-инструментов и сервисов Веб 2.0; решение профессиональных проблем, связанных в первую очередь с привлечением возможностей Интернета к привитию интереса школьников к чтению, с пониманием путей развития информационной культуры участников педагогического процесса в школьной библиотеке; формирование сетевого сообщества школьных библиотекарей- блоггеров.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП.

Блог «БиблиоЯкутия»-региональный блог РШБА в РС(Я) блог о чтении, книгах, читателях, библиотекарях и нашей жизни, содержание предназначено для читателей, библиотекарей, поэтому и выбрано такое название. http://biblyakutiya.blogspot.ru/

Блог выполняет следующие функции: образовательные, коммуникативные функции, информационные, функцию самопрезентации, функция развлечения, функция сплочения и удержания социальных связей.

По авторскому составу -  личный или персональный, ведется библиотекарем п. АйхалМирнинского района кузнецовой Татьяны Анатольевны

Библиомамы алмазного края http://biblmama2015.blogspot.ru/

По размещению – сетевой, входит в сетевое сообщество школьных библиотекарей России и ближнего зарубежья.

Блог  текстовый - основное содержание составляют тексты, имеются презентации, видеоролики (подкасты)

По особенностям контента:

– контентный, публикующий первичный авторский контент;              

--мониторинговый (ссылочный) – основным контентом которого являются откомментированные  ссылки на другие сайты.

Блог создан с учетом всех требований. Дизайн, оформление  отвечает тематике блога. Блог располагается на онлайн - карте блогов сообщества школьных библиотекарей России. Имеет награду « Чудо блог». Входит в перечни блогов библиотекарей в сети Интернет:

Миры библиотек http://myblogluba.blogspot.com/p/blog-page_3686.html

Медиатека школы http://biblio-media.blogspot.de/

library.ru  http://www.library.ru/3/biblionet/?rub=35 и др.

«Книжное государство»-http://shk21aykutsk.blogspot.ru/

https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=1263604107846315667#overview/src=dashboard

ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Исследовательские данные, полученные в ходе работы над проектом, показали, что инновационные технологии, применяемые в работе с читательской аудиторией - ведение блога способствуют расширению границ деятельности библиотекаря, улучшают качество работы библиотекаря. Блог позволяет школьному библиотекарю решать основные задачи в работе с учащимися - продвижение чтения, воспитание интереса к книге, развитие информационной грамотности детей. Увеличилась численность пользователей услугами библиотеки. Блог позволил  расширить границы общения, обмена опытом. Комментарии, оставленные пользователями к сообщениям блога, свидетельствуют о том, что блог может иметь практическое применение, вызывает интерес читателей (представлены в портфолио проекта).

Выводы, полученные в ходе работы над проектом

Что может делать библиотекарь в своем блоге:

• вести уроки библиотечно-информационной грамотности, совмещая в работе возможности книжных текстов и сервисов Веб 2.0;

•ориентироваться в выборе книг и др. ресурсов для своего фонда на реальные потребности пользователей, которые и “делают” заказ;

•создает и размещает в блогах новые ресурсы (видео, тексты, аудио, пр.);

•в календаре отражать информацию о мероприятиях школы и библиотеки, публиковать материал о знаменательных датах, юбилеях;

•приводить cсылки на полезные ресурсы для учителей, школьников и родителей; на справочные ресурсы, на аннотированные онлайн ресурсы;

•размещать наиболее яркие примеры творческих работ учащихся, обучающихся библиотечно-информационной грамотности;

•обращаться к пользователям

Блог позволяет библиотекарю:

· формировать своего читателя,

· освоить технологии интерактивного общения,

· развивать творческую активность читателей,

· обучать читателей безопасному использованию Интерна, поиску информации,

· публиковать новостную информацию,

·используя сервисы Web 2.0. создавать новые библиотечные продукты,

· профессионально совершенствоваться и стимулировать свою творческую активность,

· возможность, не посещая сотни страниц в интернете, быть в курсе интересующих событий,

· поделиться своими презентациями, фото и видео работами с коллегами,

· рекламировать свою работу в Интернете,

·максимизировать позитивные аспекты внедрения информационных технологий и минимизировать негативные явления и опасности, которые возникают при применении ИКТ.

Выявлены следующие риски, сопровождающие библиотекаря  при работе над блогом: 
траты – трафик,
опасности - дети в интернете,
внутреннее сопротивление - контингент библиотекарей не очень молодой в возрастном отношении,
слабое восприятие технологий, 

желание библиотекаря не «научить» ребенка найти необходимый ресурс, а «самому» найти.

 Итак, библиотечные блоги занимают достойную нишу в работе библиотекаря школы. Помогают не только информировать родителей, учителей, школьников о проводимых мероприятиях, раскрывать фонды библиотеки, но и привлекать читателей к посещению стен библиотеки, чаще обращаться к книгам!!!