Полный текст статьи
Печать

Необходимость построения интегративной системы непрерывного профессионального образования связана не только со вхождением в мировое образовательное пространство, но и с изменениями взаимоотношений вуза с заказчиками и потребителями образовательных услуг – государством, работодателями, семьями студентов и самими студентами. Принципами построения интегративной системы непрерывного профессионального образования, которые вытекают из общих принципов государственной политики в области образования, предусмотренных 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», являются демократизм, гуманизм, дифференцированность, многообразие, гибкость, вариативность, диверсификация, целостность, системность, многоступенчатость, модульность, гибкость, единство, вариативность, принцип личностной направленности и мотивации обучения, толерантность.

В настоящее время особое внимание в ФГАОУ ВПО "Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова" уделяется обеспечению комплексной профильной (Факультет довузовской подготовки СВФУ), профессиональной подготовке специалистов (структурные подразделения СВФУ), опережающего дополнительного профессионального образования (Институт непрерывного профессионального образования СВФУ) во взаимодействии со структурными подразделениями университета.    В условиях жесткой конкуренции, интенсивного сближения стран и народностей необходим поиск новых путей и форм организации обучения в непрерывной системе профессионального образования, обеспечивающих не только высококвалифицированную подготовку будущих специалистов, но и более полно раскрывающих их потенциал, права и перспективы личностного роста.

Выстроенная логика деятельности Института непрерывного профессионального образования СВФУ (далее ИНПО СВФУ) обеспечивает эффективное взаимодействие ступеней системы непрерывного образования, целостность профессиональной подготовки путем интеграции преемственности, единства и органичности содержания непрерывного образования, диверсификации дополнительных профессиональных образовательных программ. Проводимые мероприятия осуществляются независимо от ступеней образования, обеспечивая дальнейшее формирование личности в поликультурной среде; поддержку в выборе и построении своей образовательной траектории - «образование на протяжении всей жизни»- в соответствии  со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда.

            Обучение специалистов реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса осуществляется по дополнительным профессиональным программам, утвержденным на УМС ДПО СВФУ в соответствии с локальным документом - рабочая инструкция СМК-РИ-2.7-16-14 "Порядок разработки дополнительной профессиональной программы СВФУ", утвержденного 14.07.2014.

            В 2015 г. с учетом потребностей рынка труда было разработано 30 дополнительных профессиональных программ курсов по повышению квалификации и 7 ДПП по профессиональной переподготовке (диагр 1.).

Диаграмма 1 

Увеличение или уменьшение количества дополнительных профессиональных программ зависит от потребности рынка труда.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе [1].

Интеграция структурных подразделений университета позволяет студентам высшего или среднего профессионального образования параллельно с основной учебной программой обучаться на курсах профессиональной переподготовки.

            В связи с реализацией принципов Болонского процесса активно развивается академическая мобильность студентов, субъект-субъектные отношения участников образовательного мероприятий дают личностивозможность развиваться, не забывая своих истоков, культуры, традиций. Модульность построения программ обучения, осуществляемый с учетом индивидуальных интересов (индивидуальный маршрут или индивидуальная траектория обучения), с применением Интернет-технологии и ИКТ, накопительной и кредитно-модульной систем позволяет более эффективно и качественно осуществить выполнение индивидуального маршрута обучения. Эффективность деятельности молодых специалистов во многом зависит не только от сохранения фундаментальности университетского образования, но и от опережающей профессионально-педагогической подготовки. Психологическая самоидентификация; готовность принять и толерантное отношение к культуре и традициям других народов; умение осуществлять инновационную деятельностьв профессиональной деятельности будущего специалиста помогут развить коммуникативные навыки, обеспечат конкурентоспособность, востребованность на современном рынке труда в условиях глобализации.

Таким образом, на основе нормативно-правовых, организационно-управленческих и концептуально-программных решений существенно обновляется ресурсный потенциал ИНПО СВФУ как в сфере содержательной области, так и в вопросах обновления форм организации образовательного процесса. Так, совместная деятельность со структурными подразделениями обеспечивает эффективное взаимодействие ступеней системы непрерывного образования, целостность содержания профессиональной подготовки; преемственность, единство и органичность содержания непрерывного образования; диверсификацию образовательных программ между моделью «школа-вуз-ДПО».