На этапе реализации новых стандартов система образования характеризуется распространением инновационных подходов, технологий, методов обучения. В связи с чем инновационная компетентность становится неотъемлемым компонентом профессионально – педагогической компетентности современного учителя. Инновационную деятельность педагога можно определить как высшую степень развития его инновационной профессионально-педагогической компетентности.
В статье 20 пункт 3 Закона «Об образовании в Российской Федерации» прописано: инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В педагогической науке инновационная компетентность педагога изучается сравнительно недавно. Канаев Б.И. понятие инновационной компетентности определяет как владение специалистом исследовательской, стратегической, креативной, системообразующей, коммуникативной компетенциями. Все представленные компетенции являются структурными компонентами инновационной компетентности, но с различным содержательным наполнением. По мнению Канаева Б.И., инновационная компетентность входит в структуру профессиональной компетентности педагога и состоит из таких компонентов: ценностно-мотивационного, операционально – деятельностного, рефлексивного. Ценностно-мотивационный компонент можно определить как направленность педагога на достижения, успешное использование инновационных технологий в педагогической деятельности [1 ].
Собственный инновационный педагогический опыт учитель имеет возможность представить во время участия в профессиональных конкурсах различного уровня. В 2016 году в рамках городского Форума педагогов «Профессиональный стандарт педагога» проведено 3 профессиональных конкурса: «Учитель года – 2016», «Лучший классный руководитель», «Лучший социальный педагог». Конкурсы направлены на укрепление педагогического потенциала столицы, поддержку инновационных технологий в организации образовательной деятельности, рост профессионального мастерства педагогических работников, утверждение приоритетов образования в обществе.
С целью изучения сформированности ценностно-мотивационного компонента инновационной компетентности участников городского профессионального конкурса «Учитель года - 2016» нами проведен опрос. В анкетировании участвовало 22 педагога: из них 3 молодых педагога со стажем 4 года, 6 учителей со стажем от 5-10 лет и 13 опытных учителей. Результаты опроса выявили, что 20 конкурсантов отметили в себе «способность быстро применить новую технологию» (91%). Свое участие в профессиональном конкурсе педагоги оценили как: а) показатель уровня своего педмастерства (55%); б) потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других (5%); в) этап рефлексии, который определяет дальнейшее направление в деятельности (45%); г) возможность наиболее полной самореализации (36%). Также респонденты отметили, что владеют разными инновационными технологиями (ДемСОС, ТРИЗ, ТРКМ, ТРИИК, личностно-ориентированными, компьютерными, интерактивными) и собственными методическими приемами активизации процесса обучения (например, озвучивание учащимися кульминационного эпизода кинокартины по рассказу А.П.Чехова «Размазня»). По итогам анкетирования можно констатировать, что в профессиональных конкурсах участвуют педагоги, у которых в педагогической деятельности сформирована инновационная компетентность.
В реализации образовательных стандартов инновационная компетентность является неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической компетентности современного учителя. Недостаточный уровень развития инновационной компетентности педагогов является одной из причин низкого темпа распространения инновационных подходов в образовании.