Полный текст статьи
Печать

Среди актуальных идей новых образовательных стандартов, ориентированных на совершенствование учебного процесса, одной из самых значимых является идея организации разновозрастного учебного общения учащихся. Как отмечают исследователи, в основе межвозрастного обучения лежит многовековая семейная педагогика, где старшие дети обучают и воспитывают младших. Опыт разновозрастного обучения и воспитания встречался в системе образования Англии, Франции, России, а также в Америке, где в Лабораторной школе, основанной Д. Дьюи, формировались разновозрастные группы учащихся с целью создания условий для общения детей разного возраста. В нашей стране советский педагог А. С. Макаренко, работая в колонии им. А. Горького и в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, опирался на разновозрастные отряды, а не на классные объединения [3]. В современной России, в частности в Якутии, педагоги используют разновозрастную форму обучения в малокомплектных сельских школах, где традиционно в одном классе разновозрастные обучающиеся, которых учитель обучает по разным программам. В отечественной педагогике используется понятие «разновозрастное обучение», или «обучение в ходе межвозрастного взаимодействия» [2] (С. Л. Ильюшкина, С. В. Киселева, Л. В. Байбородова, М. М. Батербиев, С. Н. Сафронова). В современной образовательной парадигме разновозрастной урок предполагает организацию образовательного взаимодействия учащегося старшего возраста с учащимся младшего возраста, в процессе которого происходит соразвитие обоих участников данного процесса. Целью взрослого педагога, в первую очередь, становится создание условий для успешного образовательного сотрудничества ученика-учителя и младшего школьника. Как отмечают родители, педагоги, исследователи, младшие всегда тянутся за старшими, что помогает развиваться быстрее, а старшие, естественным образом проявляя заботу о малышах, становятся самостоятельными и ответственными [4]. Таким образом, мировая педагогическая практика не раз обращалась к разновозрастной форме обучения с целью: сформировать чувство сопереживания, взаимоуважения, пробудить определенные нравственные качества детей (ответственность, дружелюбие, общительность), способствовать росту их коммуникативной активности, сформировать положительную мотивацию к учению, укрепить активную жизненную позицию, что в совокупности обуславливает повышение эффективности процесса обучения и воспитания.

В рамках реализации программы Саха гимназии «ФГОС: подростковая школа» нами с 2013 года ежегодно для учащихся 5 и 7 классов были разработаны и проведены уроки разновозрастного сотрудничества по всем предметам, в том числе разновозрастной урок-конференция (РУК). Изучив различный теоретический и практический материалы по технологии проведения подобных уроков, мы пришли к выводу, что в педагогической литературе методика проведения уроков-конференций в аспекте разновозрастной организации недостаточно освещена. В действующих учебниках и пособиях учебный материал не рассчитан на разновозрастное обучение, поэтому учитель при выборе темы ориентируется на ранее изученные темы как повторение для учащихся старшего класса и углубление знаний для учащихся младшего возраста.

На основании имеющегося опыта далее подробно представим технологию проведения РУК. Заранее педагог объявляет учащимся обоих классов тему конференции и предлагает продумать темы докладов для публичного выступления. Конференция может охватить различный спектр тематики по предмету и может основываться как на ранее изученном (обобщение и углубление), так и новом материалах. Нами использованы темы докладов по русскому языку: «Правила речевого этикета», «Лексика», «Изобразительно-выразительные средства языка» и др.

РУК состоит из четырех основных этапов, которые охватывают урочное и внеурочное время. I этап — подготовительный. Это важный этап, занимающий по времени 2-3 урока, за этот период нужно подготовить учащихся к роли «учителя», который будет руководить работой ученика младшего класса над учебным докладом. На данном этапе учитель на уроках организует обсуждение темы «Как написать доклад?», где совместно выявляются правила написания доклада. В ходе подготовки учителя-подростки сами пишут доклад, выступают в классе, по итогам своей работы готовят оценочную таблицу по критериям, по которой будут ставить баллы, оценку ученику, составят анализ выступления в качестве эксперта. Очень важно, что учителя-подростки будут строить работу с пятиклассниками на личном опыте написания доклада. Этот опыт учит быть внимательным к труду другого ученика, с интересом слушать докладчиков, активнее мыслить, объективно оценивать. Подготовительный этап работы позволяет взглянуть учащимся на свое знание с позиции незнания: что я знаю о подготовке доклада и что я должен узнать для успешной работы со своим учеником.

Взрослый учитель координирует подготовку и учащихся-учителей и учащихся-учеников на всех этапах РУК. Также в ходе подготовительного этапа учителю нужно уделить особое внимание формированию стиля делового общения (знакомство, рабочее общение) ученика и учителя, который отрабатывается в форме деловой игры. Ученикам, которые будут исполнять роль учителя, важно понять, что они не дают готовые ответы, а помогают своему ученику самостоятельно решить задачу.

В конце подготовительного этапа у учителя-семиклассника должен быть собран опорный материал для ученика: карточки с правилами написания доклада, критериями выступления, вспомогательный материал по теме – позволяющий организовать учебную деятельность.

II этап – Работа с учеником. Данный этап является особенностью урока конференции и охватывает 1-2 недели. Эта часть работы способствует систематизации понятий у подростков. Взрослый учитель проводит установочную работу, распределяет разновозрастные пары с учетом учебной успеваемости и психологических особенностей обучающихся. Совместная работа над докладом учебной пары «учитель-ученик». Учителя-подростки приступают к исполнению своих педагогических обязанностей. Учебные пары «учитель - ученик» встречаются внеурочно каждый учебный день для обсуждения и подготовки докладов. Присутствие взрослого учителя на занятиях учебной пары необязательно, ребята сами договариваются о встречах, занятия проводятся по 10-15 минут. Должен быть ненавязчивый контроль со стороны взрослого учителя: наблюдение со стороны, беседа, которые позволяют при необходимости скоординировать работу, дать совет. Вкратце этот этап по занятиям можно расписать следующим образом: Первое занятие: Знакомство. Определение темы доклада. Второе занятие: Консультация, ответы на вопросы учеников. Третье занятие: Проверка доклада. Исправление ошибок в содержании и оформлении доклада. Четвертое занятие: Подготовка тезисов устного выступления. Пятое занятое: Предварительное прослушивание выступления. Исправление ошибок.

 III этап – Урок-конференция. Установочная речь взрослого учителя. Учащиеся выступают с докладами. Эксперты (учителя-подростки) заранее распределяют между собой выступающих и оценивают работу по двум критериям: оформление доклада, мастерство публичного выступления. Эксперты могут оценивать индивидуально или парой. Работа эксперта во время РУК: а) внимательно слушать докладчика б) заполнять таблицу оценивания. После выступлений эксперты знакомят с результатами оценивания.

IV этап - Рефлексия. Рефлексию проведенного урока учителя-семиклассники и ученики-пятиклассники могут провести устно или письменно. У нас была проведена письменная рефлексия о педагогической деятельности, получилась развернутая содержательная оценка работы ученика, а ученики написали своему «учителю» сочинение со словами благодарности и замечаниями. Потом учителя-подростки имеют возможность прочитать письменную рефлексию своего ученика, а ученики  - своего учителя – в этом тоже наблюдается положительный воспитательный момент РУК.

В ходе разновозрастных занятий психолого-педагогическое отслеживание ведут классный руководитель, учитель-предметник, школьный психолог, администрация. По результатам проведения разновозрастных уроков было проведено анкетирование среди учащихся, по итогам которой было выявлено, что РУК формирует следующие метапредметные компетенции школьников: расширяет образовательное пространство учащихся, наблюдается повышение учебной мотивации и самооценки учащихся, закрепляются общеучебные коммуникативные умения и навыки.

Таким образом, разновозрастные уроки, направленные на решение современных образовательных задач, являются эффективным условием формирования метапредметных компетенций обучающихся, обеспечивают соразвитие участников учебного взаимодействия. Надо учесть, что организация разновозрастных уроков требует внесения определенных изменений в традиционный учебный процесс (согласование расписания и продолжительности уроков, внеурочных занятий и др.), так как учебная деятельность основывается на совместной работе обучающихся из разных классов.