В истории гражданского образования и воспитания в России И.В. Суколенов в своем исследовании «Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты)» выделяет три больших этапа: царский (1901 - 1917 гг.), советский (начало 20-х - конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 -2005 гг.) [1].
С целью определения уровня гражданской позиции и патриотизма школьников нами проведено тестирование среди 8, 9, 10 классов республиканского лицея-интерната. Всего участвовали 70 школьников. При этом мы рассматривали что, насколько современные школьники осознают смысл своего участия в мероприятиях, акциях гражданского характера, и продуктивность этой деятельности.
Нами проведено анкетирование, которое показало следующее:
- 70% учащихся выделяют высокий интерес к исследовательским видам деятельности (самостоятельное изучения истории страны, родного края, своей семьи);
- 50% учащихся стремятся принимать участие в различных мероприятиях, требующих личностного самовыражения, проявления способностей, умений и знаний;
- 80% респондентов выражают активное участие в различных делах школьной жизни и во внешкольных мероприятиях;
- 30% анкетируемых школьников демонстрируют достаточно высокий уровень зрелости.
Центральное место в воспитательной системе школы занимает формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.
Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:
- идея согласования ценностей поколений,
- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,
- идея оптимально организованной деятельности школьников.
I группа ценностей |
II группа ценностей |
III группа |
опыт жизнедеятельности в гражданском обществе
|
отражает культурно-историческую память |
личностные ценности |
Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности на такие, как человек - высшая, абсолютная ценность, объект, субъект и результат воспитательной системы школы.
Резюмируя, вышеизложенное гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы, занимает особое место. Гражданское становление личности школьника на уроках и во внеурочной деятельности увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность.
Таким образом гражданское воспитание - это подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства.