В настоящее время в школах учителя часто используют игру в качестве приемов учебного процесса. Игры можно применять для проведения внеклассных мероприятий по предмету, содержание которых имеет разные направления.
Внеклассные мероприятия по учебным дисциплинам проводятся для повышения познавательного интереса учащихся к предмету, актуализации полученных знаний, а также для их расширения и углубления, развития творческих навыков и способностей, формирования умений применять свои знания на практике.
Критерии отбора содержания для внеклассных мероприятий по ряду предметов отвечают следующим требованиям:
Выделяются дидактические задачи которые решают проблему взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями:
- Формирование и развитие познавательного интереса учащихся к изучению предмета;
- Повышение качества знаний;
- Расширение сферы познания и общения учащихся;
- Формирование потребности в самообразовании [1].
Нами составлены внеклассные мероприятия, которые можно проводить во внеклассной работе по физике. Первым опытом для нас была разработка игры с целью отработки учебного материала по физике по мотивам мультфильма «Холодное сердце». Игра получила название «Холодное сердце в мире физики». Играя в эту игру, ученик учится решать задачи по физике, думать, размышлять, чувствовать и понимать других, формируются взаимоуважение, доброта, взаимопомощь, умение работать в коллективе и общаться друг с другом [2].
Мы решили продолжить наше начинание, разработали и провели с учащимися 10 классов новую игру «Физика - страна чудес». Возникает вопрос, почему именно физика - страна чудес?. Наука физика опирается на физические явления, факты, открытия, опыт и законы. Физика изучает все чудеса нашей природы. Поэтому, считаем, что разработанные нами задания дают определенное представление о физике, о явлениях природы. С помощью этой игры можно актуализировать ранее полученные знания и получить новые, для этого после каждого задания дается правильный ответ или суждение, таким образом можно сформировать позитивное настроение и познавательный интерес.
На первом этапе учащиеся делятся на три команды, каждая команда выбирает себе название и командира. Затем ребята знакомятся с правилами поведения в игре:
- взаимопонимание, взаимопомощь, четкое выполнение всех заданий - залог успешной работы в игре.
- чтобы достичь хороших результатов нужно быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и спокойным в любой ситуации.
На втором этапе, после ознакомления правил, приступили к заданиям. Первое задание – загадки, которые оцениваются по одному баллу. В качестве загадок выбраны явления, которые можно наблюдать в повседневной жизни и результаты которые схожи между собой. Второе задание – пантомима. Учащимся, были заданы слова, которые трактуют физические явления. Заданные слова они должны были показать другим командам, не воспроизводя ни единого звука. Команде, которая дала правильный ответ присуждается один балл, команде, которая показала пантомиму – два балла. Следующее задание – «цепочка из картин». Для этого задания заранее подготовила карточки с портретами ученых, предметов и открытий. Учащиеся должны были составить три цепочки из картин и рассказать великие открытия ученых. Например: Исаак Ньютон, взял призму, пропустил через нее белый (солнечный) свет и на экране получил спектр. Таким образом, он открыл явление «дисперсия света». На этом задании каждая, правильно составленная цепочка оценивается по одному баллу. Следующее задание: «Три великих яблока».
На этом этапе учащиеся рассказывают про три великих яблока: «яблоко Адама и Евы», «яблоко Ньютона», «яблоко Стива Джобса». Затем соревнуются между собой «попробуй надкуси». Команда, которая быстрее всех выполнила, получает один балл. Данное задание можно провести в качестве физической минутки. Затем раздаются карточки с физическими величинами и математическими действиями. Соревнующиеся должны составить формулу или уравнение, и воспроизвести правильное название. Например: уравнение состояния идеального газа. Это задание оценивается по одному баллу.
Шестое задание – правильно разгадать кроссворд, состоящий из восьми вопросов, ответы которых оцениваются по одному баллу. И последним заданием была задача. На экране дается условие, команды быстро решают и дают ответ, поднимая руку. Задача имеет пять заданий, каждое задание оценивается по одному баллу. Критериями оценки являются: быстрота реакции, правильность, четкость.
Последний этап – рефлексия. Выбирают ту картинку, которая наиболее близко описывает эмоции и чувства. В конце проводится обобщенная беседа, на которой были получены положительные отзывы, эмоции, веселые лица ребят. Всеобщим согласием выяснили, что в этой игре победила «дружба». В целом мероприятие учащимся понравилось, со всеми заданиями справились и выполнили правильно. Во время проведения конфликты не возникали, все работали дружно и весело. В командах все работали вместе, взаимодействовали друг с другом.
Таким образом у учащихся формируются познавательный интерес, умения, знания и навыки. Мы получаем учеников, умеющих и знающих как решать задачи, активных, самостоятельных, способных делать анализ, синтез, сравнение. Учеников знающих физику, применяющих полученные знания на практике, имеющих представление о физической картине мира.