Воспитательная система по мнению Е.Н. Степановой, большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения у которой деятельность создает среду системы и обеспечивает управление ею [4, с.12].
Воспитательная работа в сельской местности должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений и воспитание хозяина своей земли. В этой связи во время летней педагогической практики в лагере отдыха «Айтал» в селе Павловск Мегино-Кангаласского улуса мы работали с 20-ю учащимися 1-го и 2-го класса. В своей воспитательной работе использовали адаптированную программу «Наш добрый мир», целью которой является, формирование духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого воспитанника лагеря.
При планировании работы летнего лагеря мы учитывали состояние здоровья, поведение, а также интересы учащихся. Избирали Совет (актив) лагеря, распределили обязанности между активистами.
Главным определяющим направлением воспитательной работы было спортивно-оздоровительное, которое предусмотрело понимание важности крепкого здоровья, сохранение и укрепление собственного здоровья для будущего самоутверждения. Поэтому ежедневно проводили спортивные конкурсы, игры и соревнованиях между командами.
Интеллектуально-познавательное направление включило создание условий для продвижения интеллектуальных способностей воспитанников, в развитии кругозора и любознательности в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. С учетом возрастных особенностей проводили викторины, тематические вечера, литературный брейн-ринг, а также подбор художественной литературы для чтения, обсуждение каких-либо проблем.
Духовно-нравственное направление предполагало обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей, формирование у них правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. Для воспитанников лагеря были устроены презентационные «Маршруты» правовой грамотности, а затем конкурсы по решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
Направление «Окружающий мир» расширяло знания об окружающей жизни, воспитывало заботливое отношение к природе во всех ее проявлениях: к человеку, к растениям, к животным, к земле и воде, к родному краю, к миру вокруг. Дети с удовольствием и большим интересом наблюдали за живой природой (бабочками, цветочками), для них любое сравнение или изменение казалось все новой и новой...
Таким образом, в течение одного сезона летнего лагеря воспитанники учились презентовать свои знания, культуре общения между сверстниками, сотрудниками лагеря.
Развивали воспитанникам чувство уважительного отношения к труду своему и других людей.
Прививали воспитанникам любовь к природе, активную позицию защитника окружающей среды, эмоционально-чувственное восприятие.
С другой стороны, во время педагогической практики мы научились вести документацию, планированию и организации внеурочной воспитательной системы. Очень интересно было общаться младшими школьниками, а также за ними наблюдать.