Полный текст статьи
Печать

Кардинальные преобразования в социокультурной и экономической жизни российского общества потребовали расширения качественного преобразования характера и содержания труда во всех сферах человеческой деятельности, повлекшие за собой изменение качества жизни подрастающего поколения, трансформации его духовных ориентиров, ценностных представлений и нравственных установок, к резкому увеличению количества неблагополучных и неполных семей. И как следствие, острейшей проблемой нашего общества стало сиротство при живых родителях. Так, в России более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Не секрет, что контингент воспитанников детских домов и школ – интернатов на 90% состоит из детей, родители которых были лишены родительских прав. Исходя из этого положения в обществе, реальность выдвигает на первый план вопрос об общечеловеческих ценностях, о мобилизации духовно нравственных и культурно-исторических ресурсов для выхода из этой кризисной ситуации.

В связи с создавшимся положением в современном образовательном пространстве, также закономерно возник вопрос о роли и значении мужчины в воспитательном процессе. Сложно вырастить полноценную личность, будь то мальчик или девочка, без мужского влияния.  Недостаток мужского воспитания и в школе, и в семье по мнению психологов, оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка.
Мужчина – педагог является носителем разума и логики, и в этом случае принцип партнерства между учеником и учителем удается реализовать более полно, так как присутствуют сила, целеустремленность, настойчивость, иногда даже воинственность, что необходимо и мальчикам, и девочкам. Тут следует отметить, что общество, заинтересованное в своем развитии и решении многочисленных научных, экономических и других проблем, выдвигает государственный заказ на подготовку конкурентоспособных, инициативных, мобильных педагогов, способных решать проблемы качественного обучения и воспитания подрастающего поколения и создание максимальных условий для его развития и самореализации ребенка.

Первоначальной задачей системы образования является создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей ребенка [3, с. 62]. Большая заслуга в изучении проблем воспитания в этом направлении принадлежит академику Г.Н. Волкову. Сегодня настольной книгой педагогов являются исследования традиционной культуры воспитания детей В.Ф.Афанасьева, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина и других якутских ученых этнопедагогов. Образовательные традиции обладают мощным гуманистическим потенциалом, воплощенным в духовном и культурном достоянии народа, в идеалах, средствах и методах народной педагогики.

Воспитание - это педагогический процесс, в ходе которого происходит вхождение ребенка в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. В осуществлении более широкого подхода к обучению и воспитанию детей играет содружество школы, семьи и общественности, т.е., образование воспитательного пространства, которое характеризуется атмосферой доверия, принятием каждого члена сообщества таким, какой он есть. Здесь, конечно, большое значение имеет семья, как первая среда обитания, в которую попадает ребенок, и при нормальном раскладе обстоятельств, постоянно находится в нем.

Воспитательный потенциал семьи - это комплекс условий, объединяющий материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Семья – это коллектив, где реализуются внутрисемейные взаимоотношения, определяются воспитательные функции отца и матери, вырабатываются нормы оптимальных взаимоотношений между членами семьи, родственниками, соседями и т.д.

Наш народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и конечную цель. В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений и функционирует как педагогика семьи, быта, межличностных отношений. Народ много внимания уделял личному примеру родителей, понимая, что они оказывают внушительное влияние на воспитание и формирование личности ребенка. Народная педагогика - это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья [1,с. 56].

Таким образом, изменения, произошедшие в последние десятилетия, усилили внимание общественности к проблемам взаимодействия влияний социальной среды и воспитания на качество подрастающего поколения. Так, повысилось внимание к социальным аспектам воспитания, появились новые педагогические направления исследований воспитания детей в установившихся социально- экономических условиях, это - педагогическое прогнозирование; системно-структурный подход к факторам микросреды, формирующим личность; готовность молодежи к выполнению социальных функций; особенности воспитательной работы с детьми из неблагополучной семьи и т.д.